Зарядное устройство автоматическое схема


Автоматическое зарядное устройство 12 В

Это очень простая схема приставки к вашему уже имеющемуся зарядному устройству. Которая будет контролировать напряжение заряда аккумуляторной батареи и при достижении выставленного уровня - отключать его от зарядника, тем самым предотвращая перезарядку аккумулятора.
Это устройство не имеет абсолютно никаких дефицитных деталей. Вся схема построена всего на одном транзисторе. Имеет светодиодные индикаторы, отображающие состояние: идет зарядка или батарея заряжена.

Кому пригодятся это устройство?


Такое устройство обязательно пригодится автомобилистам. Тем у кого есть не автоматическое зарядное устройство. Это приспособление сделает из вашего обычного зарядного устройства - полностью автоматический зарядник. Вам больше не придется постоянного контролировать зарядку вашей батареи. Все что нужно будет сделать, это поставить аккумулятор заряжаться, а его отключение произойдет автоматически, только после полной зарядки.

Схема автоматического зарядного устройства



Вот собственно и сама схема автомата. Фактически это пороговое реле, которое срабатывает при превышении определенного напряжения. Порог срабатывания устанавливается переменным резистором R2. Для полностью заряженного автомобильного аккумулятора он обычно равен - 14,4 В.
Схему можете скачать здесь - http://www.mediafire.com/file/0ldtxs4ma6mt2q2/12V-Auto-Cut-Off-Charger_circuit_By_hawkar_Fariq.pdf Источник: https://sdelaysam-svoimirukami.ru/?do=lastcomments

Печатная плата



Как делать печатную плату, решать Вам. Она не сложная и поэтому ее запросто можно накидать на макетной плате. Ну или можно заморочиться и сделать на текстолите с травлением.

Настройка


Если все детали исправные настройка автомата сводиться только к выставлению порогового напряжения резистором R2. Для этого подключаем схему к зарядному устройству, но аккумулятор пока не подключаем. Переводим резистор R2 в крайнее нижнее положение по схеме. Устанавливаем выходное напряжение на заряднике 14,4 В. Затем медленно вращаем переменный резистор до тех пор, пока не сработает реле. Все настроено.
Поиграемся с напряжением, чтобы убедиться что приставка надежно срабатывает при 14,4 В. После этого ваш автоматический зарядник готов к работе.

Смотрите видео работы зарядного устройства



В этом видео вы можете подробно посмотреть процесс всей сборки, регулировки и испытания в работе.
Original article in English

sdelaysam-svoimirukami.ru

Простое универсальное автоматическое зарядное устройство

Я постарался вставить в заголовок этой статьи все плюсы данной схемы, которою мы будем рассматривать и естественно у меня это не совсем получилось. Так что давайте теперь рассмотрим все достоинства по порядку.
Главным достоинством зарядного устройство является то, что оно полностью автоматическое. Схема контролирует и стабилизирует нужный ток зарядки аккумулятора, контролирует напряжение аккумуляторной батареи и как оно достигнет нужного уровня – убавит ток до нуля.

Какие аккумуляторные батареи можно заряжать?


Практически все: литий-ионные, никель-кадмиевые, свинцовые и другие. Масштабы применения ограничиваются только током заряда и напряжением.
Для всех бытовых нужд этого будет достаточно. К примеру, если у вас сломался встроенный контроллер заряда, то можно его заменить этой схемой. Аккумуляторные шуруповерты, пылесосы, фонари и другие устройства возможно заряжать этим автоматическим зарядным устройством, даже автомобильные и мотоциклетные батареи.

Где ещё можно применить схему?


Помимо зарядного устройства можно применить данную схему как контроллер зарядки для альтернативных источников энергии, таких как солнечная батарея.
Также схему можно использовать как регулируемый источник питания для лабораторных целей с защитой короткого замыкания.

Основные достоинства:


  • - Простота: схема содержит всего 4 довольно распространённых компонента.
  • - Полная автономность: контроль тока и напряжения.
  • - Микросхемы LM317 имеют встроенную защиту от короткого замыкания и перегрева.
  • - Небольшие габариты конечного устройства.
  • - Большой диапазон рабочего напряжения 1,2-37 В.

Недостатки:


  • - Ток зарядки до 1,5 А. Это скорей всего не недостаток, а характеристика, но я определю данный параметр сюда.
  • - При токе больше 0,5 А требует установки на радиатор. Также следует учитывать разницу между входным и выходным напряжением. Чем эта разница будет больше, тем сильнее будут греться микросхемы.

Схема автоматического зарядного устройства



На схеме не показан источник питания, а только блок регулировки. Источником питания может служить трансформатор с выпрямительным мостом, блок питания от ноутбука (19 В), блок питания от телефона (5 В). Все зависит от того какие цели вы преследуете.
Схему можно поделать на две части, каждая из них функционирует отдельно. На первой LM317 собран стабилизатор тока. Резистор для стабилизации рассчитывается просто: «1,25 / 1 = 1,25 Ом», где 1,25 – константа которая всегда одна для всех и «1» - это нужный вам ток стабилизации. Рассчитываем, затем выбираем ближайший из линейки резистор. Чем выше ток, тем больше мощность резистора нужно брать. Для тока от 1 А – минимум 5 Вт.
Вторая половина — это стабилизатор напряжения. Тут все просто, переменным резистором выставляете напряжение заряженного аккумулятора. К примеру, у автомобильных батарей оно где-то равно 14,2-14,4. Для настройки подключаем на вход нагрузочный резистор 1 кОм и измеряем мультиметром напряжение. Выставляем подстрочным резистором нужное напряжение и все. Как только батарея зарядится и напряжение достигнет выставленного – микросхема уменьшит ток до нуля, и зарядка прекратиться.
Я лично использовал такое устройство для зарядки литий-ионных аккумуляторов. Ни для кого не секрет, что их нужно заряжать правильно и если допустить ошибку, то они могут даже взорваться. Это ЗУ справляется со всеми задачами.


Чтобы контролировать наличие заряда можно воспользоваться схемой, описанной в этой статье - Индикатор наличия тока.
Есть ещё схема включения этой микросхемы в одно: и стабилизация тока и напряжения. Но в таком варианте наблюдается не совсем линейная работа, но в некоторых случаях может и сгодиться.
Информативное видео, только не на русском, но формулы расчета понять можно.

sdelaysam-svoimirukami.ru

Автоматическое ЗУ своими руками — DRIVE2

Однажды зимой сел аккумулятор и я решил сделать АЗУ, можно было бы купить новый, но для меня это не интересно))) Нашел в интернете схему и немного переделал её, а именно добавил сигнальную арматуру, кулер для охлаждения, предохранители на 10А, двухполюсный выключатель, вольтметр с амперметром и получилась такая схемка)))

Полный размер


А вот и готовое АЗУ

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Ну и немного фото АЗУ в действии

Полный размер

Полный размер

Полный размер

АКБ заряжен(но не полностью), поэтому ток зарядки не большой


Тест с автомобильной лампочкой 55Вт

Полный размер

Полный размер

Список деталей:
R1 = 4,7 кОм (не меньше 2Вт)
R2 = 10K подстроечный (не меньше 2Вт)
T1 = BC547B (или аналог)
Реле = 12В, 400 Ом, SPDT (я использовал обычное реле от авто на 70А(такое нашел у себя))
TR1 = напряжение вторичной обмотки 14 В, ток 1/10 от емкости АКБ;
Диодный мост = на ток равный номинальному току трансформатора (я использовал на 50А, по той же причине как с реле)
Диоды D1, D2 и D3 = 1N4007;
C1 = 100uF/25V.

www.drive2.ru

Зарядные устройства - полный список схем и документации на QRZ.RU

1Alinco EDC-64 Ni-Cd battery charger967221.03.2009
2MH-C9000 WizardOne360783226.10.2013
3UT12B Детектор напряжения342352226.10.2013
4Автоматическая подзарядка аккумуляторов.3094116.06.2003
5Автоматическая подзарядка аккумуляторов. 1733226.03.2006
6Автоматическая приставка к зарядному устройству для авто аккумулятора 135416.11.2016
7Автоматическое зарядно-пусковое устройство для автомобильного аккумулятора 150316.11.2016
8Автоматическое зарядное и восстанавливающее устройство (0-10А) 198216.11.2016
9Автоматическое зарядное устройство 105316.11.2016
10Автоматическое зарядное устройство + режим десульфатации для аккумулятора 152116.11.2016
11Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов 129016.11.2016
12Автоматическое зарядное устройство на микросхеме К561ЛЕ5 117716.11.2016
13Автоматическое зарядное устройство с бестрансформаторным питанием 115116.11.2016
14Автоматическое импульсное зарядное устройство для аккумуляторов 12В 135916.11.2016
15Автоматическое малогабаритное универсальное зарядное устройство для 6 и 12 вольтовых аккумуляторов5392317.09.2005
16Автоматическое устройство длязарядки аккумуляторов. 1828817.09.2002
17Бестрансформаторное зарядное устройство для аккумулятора 108916.11.2016
18Бестрансформаторный блок питания большой мощности для любительского передатчика 99416.11.2016
19Бестрансформаторный блок питания на полевом транзисторе (BUZ47A) 95716.11.2016
20Бестрансформаторный блок питания с регулируемым выходным напряжением 96816.11.2016
21Бестрансформаторный стабилизированный источник питания на КР142ЕН8 90816.11.2016
22Блок питания 0-12В/300мА 89216.11.2016
23Блок питания 1-29В/2А (КТ908) 101816.11.2016
24Блок питания 12В 6А (КТ827) 116116.11.2016
25Блок питания 60В 100мА 48116.11.2016
26Блок питания Senao-5681044125611.07.2016
27Блок питания Senao-8681116133311.07.2016
28Блок питания автомобильной радиостанции (13.8В, ЗА ) 25716.11.2016
29Блок питания для аналоговых и цифровых микросхем 19416.11.2016
30Блок питания для ионизатора (Люстра Чижевского) 24516.11.2016
31Блок питания для персонального компьютера «РАДИО 86 РК» 20016.11.2016
32Блок питания для телевизора 250В 31916.11.2016
33Блок питания на ТВК-110 ЛМ 5-25В/1А 22416.11.2016
34Блок питания с автоматическим зарядным устройством на компараторе 22416.11.2016
35Блок питания с гасящим конденсатором 21216.11.2016
36Блок питания СИ-БИ радиостанции (142ЕН8, КТ819) 26316.11.2016
37Блок питания Ступенька 5 - 9 - 12В на ток 1A 20016.11.2016
38Блок питания усилителя ЗЧ (18В, 12В) 16716.11.2016
39ВСА-5К, ВСА-111К2561879214.03.2010
40Выпрямители для получения двуполярного напряжения 3В, 5В, 12В, 15В и других 29916.11.2016
41Выпрямитель для питания конструкций на радиолампах (9В, 120В, 6,3В) 17016.11.2016
42Выпрямитель с малым уровнем пульсаций 23916.11.2016
43Высококачественный блок питания на транзисторах (0-12В) 39316.11.2016
44Высокоэффективное зарядное устройство для аккумуляторов 34316.11.2016
45Высокоэффективное зарядное устройство для батарей2153122.11.2004
46Два бестрансформаторных блока питания 22416.11.2016
47Двуполярный источник питания 12В/0,5А (К142ЕН1Г,КТ805) 18716.11.2016
48Двуполярный источник питания для УНЧ на TDA2030, TDA2040 (18В) 24316.11.2016
49Зарядка аккумуляторов с помощью солнечных батарей4684003.02.2003
50Зарядно-пусковое уст-во "Импульс ЗП-02"6741856814.08.2009
51Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3180111211.03.2017
52Зарядно-пусковое устройство-автомат для автомобильного аккумулятора 12В 57616.11.2016
53Зарядно-разрядное устройство для аккумуляторов емкостью до 55Ач 37516.11.2016
54Зарядное устройство91858112.07.2007
55Зарядное устройство для Ni-Cd аккумуляторов 29916.11.2016
56Зарядное устройство "КЕДР-АВТО"72112005.10.2009
57Зарядное устройство HAMA TA03C397340807.10.2016
58Зарядное устройство \"Квант\"411296822.10.2008
59Зарядное устройство \"Рассвет-2\"11807823.12.2009
60Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора3036421.04.2006
61Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора 36016.11.2016
62Зарядное устройство для аккумулятором с током заряда 300 мА 20316.11.2016
63Зарядное устройство для никель-кадмиевых аккумуляторов (0,5 -1А/ч) 23216.11.2016
64Зарядное устройство для никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов3958204.05.2009
65Зарядное устройство для фонарей ФОС-1451011703.12.2006
66Зарядное устройство до 5 А.311368710.02.2009
67Зарядное устройство на основе импульсного инвертора (К1114ЕУ4, КТ886) 24816.11.2016
68Зарядное устройство с таймером для Ni-Cd аккумуляторов 17416.11.2016
69Зарядное устройство с температурной компенсацией 23116.11.2016
70Зарядное устройство шуруповёрта P.I.T.466158814.07.2016
71Звуковой индикатор разряда 12V аккумулятора1399315.10.2002
72Измеритель заряда для автомобильного аккумулятора 28516.11.2016
73Импульсные источники питания на микросхемах и транзисторах 32916.11.2016
74Импульсные источники питания, теория и простые схемы 40916.11.2016
75Импульсный блок питания 5В 0,2А 29616.11.2016
76Импульсный блок питания на транзисторах и таймер на КР512ПС10 (12В-1,2А) 15416.11.2016
77Импульсный блок питания УМЗЧ мощностью 800Вт (ЛА7, ЛА8, ТМ2, КП707В2) 28116.11.2016
78Импульсный блок питания УНЧ 4х30В 200Вт 27916.11.2016
79Импульсный источник питания (5В 6А) 16316.11.2016
80Импульсный источник питания на 40 Вт 21416.11.2016
81Импульсный источник питания на микросхеме КР1033ЕУ10 (27В, 3А) 14316.11.2016
82Импульсный источник питания с полумостовым преобразователем (КР1156ЕУ2) 21216.11.2016
83Импульсный источник питания УМЗЧ (60В) 18616.11.2016
84Импульсный сетевой блок питания 9В 3А (КТ839) 20016.11.2016
85Импульсный сетевой блок питания УМЗЧ 2х25В, 20В, 10В 16716.11.2016
86Индикатор ёмкости батарей 24116.11.2016
87Интеллектуальное зарядное устройство1494945222.09.2008
88Источник питания 14В 12А (завод "Фотон", Ташкент)132177011.07.2016
89Источник питания для автомобильного трансивера 13В 20А 26816.11.2016
90Источник питания для гибридного (лампы, транзисторы) трансивера 18716.11.2016
91Источник питания для детских электрофицированных игрушек 12В 17316.11.2016
92Источник питания для измерительного прибора на микросхемах 17316.11.2016
93Источник питания для измерительных приборов 19316.11.2016
94Источник питания для компьютера 22316.11.2016
95Источник питания для логических микросхем (5В) 18916.11.2016
96Источник питания для трехвольтовых аудиоплейеров 17816.11.2016
97Источник питания для часов на БИС 18316.11.2016
98Источник питания на базе импульсного компьютерного БП (5-15В, 1-10А) 30616.11.2016
99Источник питания повышенной мощности 12В 20А (142ЕН5+транзисторы) 29916.11.2016
100Источник питания повышенной мощности 14 В, 100 Ватт 24616.11.2016
101Источник питания с плавным изменением полярности +/- 12В 19916.11.2016
102Источник питания со стабилизацией на UL7523 (3В) 18616.11.2016
103Источники питания для варикапа 20116.11.2016
104Квазирезонансные преобразователи с высоким КПД 24716.11.2016
105Кедр-М781506218.11.2007
106Комбинированный блок питания 0-215В/0-12В/0,5А 23516.11.2016
107Комбинированный лабораторный блок питания 4-12V/1.5A (К140УД6,КП901) 26616.11.2016
108Конденсаторно-стабилитронный выпрямитель 23916.11.2016
109Лабораторный блок питания для рабочего места (3-18В 4А) 24716.11.2016
110Лабораторный блок питания с регулируемым напряжением от 5 до 100В (0,2А) 27316.11.2016
111Лабораторный источник питания на микросхеме LM324 (0-30 В, 1 А) 22716.11.2016
112Малогабаритное универсальное зарядное устройство для аккумуляторов 23016.11.2016
113Маломощный источник питания (9В, 70мА) 17616.11.2016
114Маломощный конденсаторный выпрямитель с ШИМ стабилизатором 21816.11.2016
115Маломощный регулируемый двуполярный источник питания (LM317, LM337) 15216.11.2016
116Маломощный сетевой блок питания (9В) 23416.11.2016
117Маломощный сетевой источник питания - выпрямитель на 9В 16016.11.2016
118Миниатюрный импульсный блок питания 5...12 В 24116.11.2016
119Миниатюрный импульсный сетевой блок питания 5В 0,5А 22116.11.2016
120Миниатюрный сетевой блок питания (5В, 200мА) 13916.11.2016
121Мощный блок питания для усилителя НЧ (27В/3А) 21816.11.2016
122Мощный блок питания на напряжение 5-35В и ток 5A-30A и более (LM338, 741) 50416.11.2016
123Мощный импульсный блок питания для УНЧ (2х50В, 12В) 22516.11.2016
124Мощный источник питания на составных транзисторах 0-15В 20А (КТ947, КТ827) 34516.11.2016
125Мощный лабораторный источник питания 0-25В, 7А 33616.11.2016
126Мощный электронный сетевой трансформатор для магнитолы и радиостанции на 12В 26216.11.2016
127Обзор схем восстановления заряда у батареек 25616.11.2016
128Однополярный источник питания УНЧ (40В) 17216.11.2016
129Питание будильника 1,5В от сети 220В 23716.11.2016
130Питание микроконтролерных устройств от сети 220В 21716.11.2016
131Питание микроконтроллеров от сети 220В через трансформатор 15816.11.2016
132Питание микроконтроллеров от телефонной линии 19116.11.2016
133Питание низковольтной радиоаппаратуры от сети 17916.11.2016
134Поддержание аккумуляторов в рабочем состоянии802604.10.2002
135Подключение таймера к зарядному устройству аварийного аккумулятора 18316.11.2016
136Прецизионное зарядное устройство для аккумуляторов 22716.11.2016
137Прибор для измерения параметров аккумуляторов. 925910.06.2002
138Приставка-контроллер к зарядному устройству аккумулятора 12В 28416.11.2016
139Приставка-регулятор к зарядному устройству аккумулятора 29216.11.2016
140Простейшие пусковые устройства 12В для авто на основе ЛАТРа 40616.11.2016
141Простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ток 1,5А) 32516.11.2016
142Простое зарядное устройство для аккумуляторов (до 55Ач) 27716.11.2016
143Простое зарядное устройство для аккумуляторов и батарей 23916.11.2016
144Простое малогабаритное автоматическое зарядное устройство для пальчиковых аккумуляторов3240527.06.2006
145Простой блок питания 5В/0,5А (КТ807) 27016.11.2016
146Простой двуполярный источник питания (14-20В, 2А) 17716.11.2016
147Простой импульсный блок питания мощностью 15Вт 20416.11.2016
148Простой импульсный блок питания на ИМС 25616.11.2016
149Простой импульсный источник питания 5В 4А 23016.11.2016
150Пятивольтовый блок питания с ШИ стабилизатором 20516.11.2016
151Регулируемый блок питания на ОУ LM324 (0-30В, 2А) 32016.11.2016
152Регулируемый двуполярный источник питания из однополярного 21316.11.2016
153Регулируемый импульсный стабилизатор напряжения с ограничением по току (2-25В, 0-5А) 30316.11.2016
154Регулируемый источник питания на LM317T (1-37В 1,5А) 24516.11.2016
155Регулируемый источник питания на ток до 1 А (К142ЕН12А) 23216.11.2016
156Регулируемый стабилизатор тока 16В/7А (140УД1, КУ202) 23716.11.2016
157Регуляторы заряда аккумуляторов от солнечных батарей 21816.11.2016
158Самодельное пусковое устройство130184025.06.2017
159Самодельный лабораторный источник питания с регулировкой 0-20В 24616.11.2016
160Сетевая «Крона» 9В/25мА 21416.11.2016
161Симметричный динистор в бестрансформаторном блоке питания 23216.11.2016
162Солнечное зарядное устройство13235134316.04.2014
163Стабилизатор напряжения сети СПН-400 \"Рубин\"241928.06.2012
164Стабилизатор тока для зарядки батареи 6В (142ЕН5А) 21016.11.2016
165Стабилизированный блок питания 3-12В/0,25А (142ЕН12А) 22516.11.2016
166Стабилизированный источник питания с автоматической защитой от коротких замыканий 18716.11.2016
167Стабилизированный лабораторный источник питания (0-27В, 500мА) 22516.11.2016
168Схема автоматического зарядного устройства (на LM555) 24516.11.2016
169Схема автоматического зарядного устройства для сотовых телефонов 44516.11.2016
170Схема блока питания и зарядного устройства для iPod4208922.03.2012
171Схема блока питания с напряжением 12В и током 6А 25416.11.2016
172Схема высоковольтного преобразователя (вход 12В, вых - 700В) 21116.11.2016
173Схема зарядно-разрядного устройства с током 5А (КУ208, КТ315) 29716.11.2016
174Схема зарядного устройства для Li-Ion и Ni-Cd аккумуляторов 37716.11.2016
175Схема зарядного устройства для аккумулятора от GSM-телефона (LM317) 15416.11.2016
176Схема зарядного устройства для батарей 24716.11.2016
177Схема зарядного устройства с повышающим преобразователем 20016.11.2016
178Схема измерителя выходного сопротивления батарей 21316.11.2016
179Схема импульсного стабилизатора для зарядки телефона 22616.11.2016
180Схема источника питания 12В, с током в нагрузке до 10 А 30316.11.2016
181Схема контроллера заряда батарей 18716.11.2016
182Схема непрерывного подзаряда батарей 21916.11.2016
183Схема простого зарядного устройства на диодах 21116.11.2016
184Схема стабилизированного источника питания 40В, 1.2А 21616.11.2016
185Схема умного зарядного устройства для Ni-Cd аккумуляторов (MAX713) 27516.11.2016
186Схема универсального лабораторного источника питания 23916.11.2016
187Схема устройства для подзаряда батарей 10716.11.2016
188Схемы бестрансформаторного сетевого питания микроконтроллеров 22516.11.2016
189Схемы бестрансформаторных зарядных устройств 21916.11.2016
190Схемы нетрадиционных источников питания для микроконтроллеров 23216.11.2016
191Схемы питания микроконтроллеров от разъёмов COM, USB, PS/2 (5-9В) 27116.11.2016
192Схемы питания микроконтроллеров от солнечных элементов 24016.11.2016
193Схемы подзарядки маломощных аккумуляторных батарей для питания МК 24116.11.2016
194Схемы простых выпрямителей для зарядки аккумуляторов 30816.11.2016
195Таймер-индикатор разрядки батареи 19716.11.2016
196Тиристорное зарядное устройство на КУ202Е 33016.11.2016
197Универсальное зарядное устройство для маломощных аккумуляторов 22816.11.2016
198Универсальный блок питания с несколькими напряжениями 21316.11.2016
199Устройство автоматической подзарядки аккумулятора1069530.10.2005
200Устройство для автоматической тренировки аккумуляторов 12В, 40-100Ач 31816.11.2016
201Устройство для заряда и формирования аккумуляторных батарей 6-12В, 85Ач 31516.11.2016
202Устройство для поддержания заряда батареи 6СТ-9 22916.11.2016
203Устройство для хранения никель-кадмиевых аккумуляторов 19816.11.2016
204Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-12-4,51341528919.04.2006
205Устройство контроля заряда и разряда аккумулятора 12В 31016.11.2016
206Экономичный импульсный блок питания 2x25В 3,5А 25316.11.2016
207Экономичный источник питания с малой разницей входного и выходного напряжения 5В 1А 20616.11.2016
208Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов (НКА) при повышенных разрядных токах605206.10.2002
209Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов при повышенных разрядных токах 292110.06.2002
210Электронный стабилизатор тока для зарядки аккумуляторных батарей 33416.11.2016

www.qrz.ru

Автоматическое зарядное устройство ! — Сообщество «Электронные Поделки» на DRIVE2

Устройство предназначено для зарядки и тренировки (десульфатации) свинцово-кислотных АКБ ёмкостью от 7 до 100 Ач, а также для приблизительной оценки уровня их заряда и емкости. ЗУ имеет защиту от неправильного включения батареи (переполюсовки) и от короткого замыкания случайно брошенных клемм. В нём применено микроконтроллерное управление, благодаря чему осуществляются безопасные и оптимальные алгоритмы зарядки: IUoU или IUIoU, с последующей «добивкой» до 100%-го уровня зарядки. Параметры зарядки можно подстроить под конкретный аккумулятор (настраиваемые профили) или выбрать уже заложенные в управляющей программе.Система охлаждения включается/отключается автоматически.1. Режим зарядки — меню «Заряд». Для аккумуляторов емкостью от 7Ач до 12Ач по умолчанию задан алгоритм IUoU. Это значит:
— первый этап- зарядка стабильным током 0.1С до достижения напряжения14.6В
— второй этап-зарядка стабильным напряжением 14.6В, пока ток не упадет до 0,02С
— третий этап-поддержание стабильного напряжения 13.8В, пока ток не упадет до 0.01С. Здесь С — ёмкость батареи в Ач.
— четвёртый этап — «добивка». На этом этапе отслеживается напряжение на АКБ. Если оно падает ниже 12.7В, включается заряд с самого начала.
Для стартерных АКБ (от 45 Ач и выше) применяем алгоритм IUIoU. Вместо третьего этапа включается стабилизация тока на уровне 0.02C до достижения напряжения на АКБ 16В или по прошествии времени около 2-х часов. По окончанию этого этапа зарядка прекращается и начинается «добивка». Это- четвёртый этап. Процесс заряда проиллюстрирован графиками рис.1 и рис.2.
2. Режим тренировки (десульфатации) — меню «Тренировка». Здесь осуществляется тренировочный цикл:
10 секунд — разряд током 0,01С, 5 секунд — заряд током 0.1С. Зарядно-разрядный цикл продолжается, пока напряжение на АКБ не поднимется до 14.6В. Далее — обычный заряд.
3. Режим теста батареи. Позволяет приблизительно оценить степень разряда АКБ. Батарея нагружается током 0,01С на 15 секунд, затем включается режим измерения напряжения на АКБ.
4. Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ). Если предварительно подключить дополнительную нагрузку и включить режим «Заряд» или «Тренировка», то в этом случае, сначала будет выполнена разрядка АКБ до напряжения 10.8В, а затем включится соответствующий выбранный режим. При этом измеряются ток и время разряда, таким образом, подсчитывается примерная емкость АКБ. Эти параметры отображаются на дисплее после окончания зарядки (когда появится надпись «Батарея заряжена») при нажатии на кнопку «выбор». В качестве дополнительной нагрузки можно применить автомобильную лампу накаливания. Основные параметры зарядных алгоритмов можно настроить под конкретный аккумулятор, для этого в меню есть два настраиваемых профиля — П1 и П2. Настроенные параметры сохраняются в энергонезависимой памяти (EEPROM-е).
Чтобы попасть в меню настроек нужно выбрать любой из профилей, нажать кнопку «выбор», выбрать «установки», «параметры профиля», профиль П1 или П2. Выбрав нужный параметр, нажимаем «выбор». Стрелки «влево» или «вправо» сменятся на стрелки «вверх» или «вниз», что означает готовность параметра к изменению. Выбираем нужное значение кнопками «влево» или «вправо», подтверждаем кнопкой «выбор». На дисплее появится надпись «Сохранено», что обозначает запись значения в EEPROM.
Значения настроек:
1. «Алгоритм заряда». Выбирается IUoU или IUIoU.
2. «Емкость АКБ». Задавая значение этого параметра, мы задаем ток зарядки на первом этапе I=0.1C, где С- емкость АКБ В Ач. (Таким образом, если нужно задать ток заряда, например 4.5А, следует выбрать емкость АКБ 45Ач).
3. «Напряжение U1». Это напряжение, при котором заканчивается первый этап зарядки и начинается второй. По умолчанию задано значение 14.6В.
4. «Напряжение U2». Используется только, если задан алгоритм IUIoU. Это напряжение, при котором заканчивается третий этап зарядки. По умолчанию — 16В.
5. «Ток 2-го этапа I2». Это значение тока, при котором заканчивается второй этап зарядки. Ток стабилизации на третьем этапе для алгоритма IUIoU. По умолчанию задано значение 0.2С.
6. «Окончание заряда I3». Это значение тока, по достижению которого зарядка считается оконченной. По умолчанию задано значение 0.01С.
7. «Ток разряда». Это значение тока, которым осуществляется разряд АКБ при тренировке зарядно-разрядными циклами. УСТРОЙСТВО В СТАДИИ ИСПЫТАНИЙ !

www.drive2.ru

РадиоДом - Сайт радиолюбителей

Выпрямительные диоды в зарядных приспособлениях могут быть выведены из строя при случайном замыкании выходных клемм либо неверном включении АКБ. Обычное средство защиты - плавкие предохранители, но для возобновления работоспособности прибора в этом потребуется замена спаленного предохранителя новым, которого как традиционно в нужный момент под рукою нет. Приходится ставить "жучок", чем ещё более снижается защищённость зарядного устройства.

Добавлено: 07.10.2018 | Просмотров: 11443 | Зарядное устройство

Зарядное устройство (ЗУ) обеспечивает условия заряда, близкие к оптимальным. Основным его отличием данной схемы от остальных является то, что сравнение напряжения на заряжаемой батарее с образцовым происходит в течение отрезка времени, при котором через батарею не протекает зарядный ток (при зарядном токе по напряжению на батарее затруднительно судить о степени её заряда). Сравнение происходит в начале каждого положительного полупериода, пока тиристор VS1 ещё закрыт.

Добавлено: 07.10.2018 | Просмотров: 7566 | Зарядное устройство

Устройство с электронным управлением зарядным током, выполнено на базе тиристорного фазоимпульсного регулятора мощности. Оно не содержит редкие радиокомпоненты, при заведомо рабочих деталях не требует налаживания. Зарядное устройство позволяет заряжать АКБ током от 0 до 10 ампер, а также может служить регулируемым источником питания для мощного низковольтного паяльника, вулканизатора, переносной лампы и просто блока питания на все случаи жизни.

Добавлено: 24.09.2018 | Просмотров: 21200 | Зарядное устройство

Устройство в условиях хранения аккумулятора в зимнее время позволяет автоматом подключать его на зарядку при понижении напряжения и также автоматом отключать зарядку при достижении напряжения, соответственного полностью заряженному аккумулятору. Схема обеспечивает 2 режима работы — ручной и автоматический.

Добавлено: 01.07.2018 | Просмотров: 6318 | Зарядное устройство

Схемы зарядных устройств для автомобильных АКБ довольно распространены и каждая обладает своими достоинствами и недостатками.  Большинство простейших схем зарядных устройств построено по принципу регулятора напряжения с выходным узлом, собранным на тиристорах или мощных транзисторах. Эти схемы обладают существенными недостатками - ток заряда непостоянен и зависит от достигнутого на АКБ напряжения.

Добавлено: 27.06.2018 | Просмотров: 3967 | Зарядное устройство

При зарядке автомобильных АКБ производители рекомендуют поддерживать средний зарядный ток на постоянном уровне. Обычно в стабилизаторах тока в качестве регулирующего элемента используют транзистор, но в процессе работы на нем рассеивается большая мощность, снижая КПД устройства и в связи с этим приходится применять огромные радиаторы.

Добавлено: 25.06.2018 | Просмотров: 4989 | Зарядное устройство

В статье представлена схема автомобильного зарядного устройства для мобильного телефона работающего от прикуривателя автомобиля. Схема данного устройства типовая и может немного отличатся у отдельных производителей. При включении зарядного устройства в гнездо прикуривателя без телефона, горит зеленый светодиод (G).

Добавлено: 25.03.2018 | Просмотров: 2229 | Зарядное устройство

Правильное соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных батарей (АКБ), и главное, режима зарядки, гарантирует их безотказную работу в течение всего срока службы. Зарядку АКБ производят током, значение которого можно определить по формуле: I=0,1*Q. Где I - средний зарядный ток в амперах., а Q - паспортная электрическая емкость АКБ в ампер-часах. Например, АКБ ёмкостью 70 ампер-час заряжают током не более 7 ампер.

Добавлено: 25.03.2018 | Просмотров: 9504 | Зарядное устройство

Описываемое зарядное устройство было разработано для восстановления и заряда АКБ автомобилей и мотоциклов. Его главная особенность — это импульсный ток заряда, что положительно сказывается на времени и качестве регенерации АКБ. В новой разработке использована схема на составных тиристорах, расширена полоса регулирования, не требуются мощные охлаждающие теплоотводы.

Добавлено: 11.03.2018 | Просмотров: 11374 | Зарядное устройство

Схема зарядного устройства для автомобильного АКБ с выходным плавно регулируемым напряжением от 2 до 20 вольт с током до 6 ампер. Снабжен стабилизатором. Состоит из сетевого понижающего трансформатора на 200 Вт, зарубежная микросхема TL494CN и ключ на транзисторе КТ825.

Добавлено: 09.12.2017 | Просмотров: 8474 | Зарядное устройство

radiohome.ru

Зарядное устройство автомат для автомобильных АКБ

Это зарядное устройство верой и правдой служит уже года 4, причём оно в отличии от многих других самодельных и промышленных автозарядок имеет несколько преимуществ, которые и сподвигли на создание сего девайса. Во-первых простота и надёжность схемы (без всяких процессоров) и наглядный простой светодиодный индикатор — полоска по вольтам. Псевдо-аналоговый вольтметр на 12 светодиодах был сделан на микросхеме UAA180, которую выпаял с какого-то тахометра. А к контактам АС подключаем трансформатор ~14 В / 5 А.

Схема автоматической зарядки для батарей авто

Автоматизация зарядки основана на так называемом компараторе — система, взятая из старых схем по заряду батареек + немного собственных модификаций. Задача модуля состоит в том, чтобы управлять реле (с контактами на 10 А), которое в свою очередь подает 12 В выпрямленного напряжения от основной вторичной обмотки на свинцовый АКБ.

Контроллер имеет вентилятор на достойном кулере из старого источника питания ПК. В качестве датчика температуры использовались 4 диода 1N4148, соединенных последовательно, получив изменение напряжения примерно 10 мВ / С. Установлен порог переключения примерно 40C, но вентилятор редко включается даже летом.

Корпус готовый из набора. Лицевая панель напечатана на желтой клейкой бумаге, на которой также прикрепил самоклеющуюся пленку. Решение оказалось надёжным и сохранилось в течение 4-х лет в самых трудных условиях (гаражи, подвалы) без повреждений. Под трансформатором, на задней панели и в верхней части, просверлил несколько десятков вентиляционных отверстий. Вентилятор был установлен таким образом, чтобы он вытягивал теплый воздух наружу. В течение многих часов работы корпус зарядного лишь слегка теплый.

Принцип действия автоматического ЗУ

Выпрямитель для заряда АКБ имеет 3 режима работы, выбранных переключателем:

  1. Автоматическая зарядка — заряд начнется только после подключения батареи, если ее напряжение будет больше 10 В и закончится, когда оно достигнет 15 В;
  2. Нет зарядки — переключатель в среднем положении — полезен для замера фактического напряжения батареи;
  3. Непрерывная зарядка — на клеммах постоянно подается напряжение, независимо от того, подключена ли батарея и каково ее реальное напряжение.

Вольтметр имеет нижнюю пороговую настройку измеряемого напряжения и верхнюю. Там использованы потенциометры, чтобы точно установить пороговые значения. Диапазон измеряемого напряжения составляет 6 вольт, поэтому 6 [В] / 12 [LED] = 0,5 В / LED, и на практике оно так и есть. Задача вольтметра — показать, какое примерно напряжение находится на клеммах аккумулятора.

За последние годы это самодельное зарядное устройство зарядило десятки батарей, в том числе у соседей по гаражному массиву. Начиная от новых 80 Ач — до старых 36 Ач и собрало очень лестные отзывы. Несмотря на отсутствие регулировки тока зарядки, схема работает отлично. Чем выше емкость аккумулятора, тем выше начальный зарядный ток (низкое внутреннее сопротивление батареи). Самый высокий ток составляет 6 А при зарядке аккумулятора емкостью 80 Ач. Типичный начальный ток 3-5 А, в зависимости от типа батареи. По завершении процесса система отключается, что слышно щелчком реле.

Какой вольтаж должен быть на авто АКБ

Обратите внимание что газы (то есть разделение воды на кислород и водород), являются признаком окончания зарядки аккумулятора, этот процесс начинается когда напряжение батареи превышает 14,4 В (2,4 В на ячейку). Производители аккумуляторов рекомендуют зарядку до 15 В (2,5 В на ячейку). Превышение этого напряжения может привести к повреждению аккумулятора. Также, по словам производителей, напряжение в установке автомобиля должно составлять 13,9-14,5 В. В конце зарядки ток составляет около 1 А.

Превышение значения 14,5 В приводит к довольно быстрому увеличению электролиза, в случае неоткрытых батарей — это реальная проблема. Для AGM и GEL еще хуже, потому что, если системы рекомбинации не справятся, то даже инвазивная заливка не является вариантом. Возможен уход активной массы и проблемы с АКБ в более позднее время, если не сразу.

Типичный автомобильный аккумулятор, состоящий из 6 ячеек, имеет:

  • электродвижущая сила: приблизительно 12,6 В
  • номинальное напряжение одной ячейки: 2,105 В
  • минимальное зарядное напряжение 10,8 В
  • после окончания заряда минимум: 13,9 В, максимум 14,5 В
  • коэффициент саморазряда аккумулятора : 3-20% в месяц
  • типичный зарядный ток 1 / 10 С
  • долговечность: 500 — 800 циклов.

Напряжение батареи должно быть измерено через 12 часов после зарядки, чтобы обеспечить точные данные. После полной зарядки напряжение быстро падает до 13,2 В, а затем медленно до 12,6 вольт. В случае глубокой разрядки аккумулятора, целесообразно зарядить его постоянным током до напряжения 16 вольт.

2shemi.ru

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Тема автомобильных зарядных устройств интересна очень многим. Из статьи вы узнаете, как переделать компьютерный блок питания в полноценное зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов. Оно будет представлять собой импульсное зарядное устройство для аккумуляторов с емкостью до 120 А·ч, то есть зарядка будет довольно мощной.

Собирать практически ничего не нужно – просто переделывается блок питания. К нему добавится всего один компонент.

Компьютерный блок питания имеет несколько выходных напряжений. Основные силовые шины имеют напряжение 3,3, 5 и 12 В. Таким образом, для работы устройства понадобится 12-вольтовая шина (желтый провод).

Для зарядки автомобильных аккумуляторов напряжение на выходе должно быть в районе 14,5-15 В, следовательно, 12 В от компьютерного блока питания явно маловато. Поэтому первым делом необходимо поднять напряжение на 12-вольтовой шине до уровня 14,5-15 В.

Затем, нужно собрать регулируемый стабилизатор тока или ограничитель, чтобы была возможность выставить необходимый ток заряда.

Зарядник, можно сказать, получится автоматическим. Аккумулятор будет заряжаться до заданного напряжения стабильным током. По мере заряда сила тока будет падать, а в самом конце процесса сравняется с нулем.

Приступая к изготовлению устройства необходимо найти подходящий блок питания. Для этих целей подойдут блоки, в которых стоит ШИМ-контроллер TL494 либо его полноценный аналог K7500.

Когда нужный блок питания найден, необходимо его проверить. Для запуска блока нужно соединить зеленый провод с любым из черных проводов.

Если блок запустился, нужно проверить напряжение на всех шинах. Если все в порядке, то нужно извлечь плату из жестяного корпуса.

После извлечения платы, необходимо удалить все провода, кроме двух черных, двух зеленого и идет для запуска блока. Остальные провода рекомендуется отпаять мощным паяльником, к примеру, на 100 Вт.

На этом этапе потребуется все ваше внимание, поскольку это самый важный момент во всей переделке. Нужно найти первый вывод микросхемы (в примере стоит микросхема 7500), и отыскать первый резистор, который применен от этого вывода к шине 12 В.

На первом выводе расположено много резисторов, но найти нужный — не составит труда, если прозвонить все мультиметром.

После нахождения резистора (в примере он на 27 кОм), необходимо отпаять только один вывод. Чтобы в дальнейшем не запутаться, резистор будет называться Rx.

Теперь необходимо найти переменный резистор, скажем, на 10 кОм. Его мощность не важна. Нужно подключить 2 провода длиной порядка 10 см каждый таким образом:

Один из проводов необходимо соединить с отпаянным выводом резистора Rx, а второй припаять к плате в том месте, откуда был выпаян вывод резистора Rx. Благодаря этому регулируемому резистору можно будет выставлять необходимое выходное напряжение.

Стабилизатор или ограничитель тока заряда очень важное дополнение, которое должно иметься в каждом зарядном устройстве. Этот узел изготавливается на базе операционного усилителя. Тут подойдут практически любые «операционники». В примере задействован бюджетный LM358. В корпусе этой микросхемы два элемента, но необходим только один из них.

Пару слов о работе ограничителя тока. В этой схеме операционный усилитель применяется в качестве компаратора, который сравнивает напряжение на резисторе с низким сопротивлением с опорным напряжением. Последнее задается при помощи стабилитрона. А регулируемый резистор теперь меняет это напряжение.

При изменении величины напряжения операционный усилитель постарается сгладить напряжение на входах и сделает это путем уменьшения или увеличения выходного напряжения. Тем самым «операционник» будет управлять полевым транзистором. Последний регулирует выходную нагрузку.

Полевой транзистор нужен мощный, поскольку через него будет проходить весь ток заряда. В примере используется IRFZ44, хотя можно использовать любой другой соответствующих параметров.

Транзистор обязательно устанавливается на теплоотвод, ведь при больших токах он будет хорошенько нагреваться. В этом примере транзистор просто прикреплен к корпусу блока питания.

Печатная плата была разведена на скорую руку, но получилось довольно неплохо.

Теперь остается соединить все по картинке и приступить к монтажу.

Напряжение выставлено в районе 14,5 В. Регулятор напряжения можно не выводить наружу. Для управления на передней панели имеется только регулятор тока заряда, да и вольтметр тоже не нужен, поскольку амперметр покажет все, что надо видеть при зарядке.

Амперметр можно взять советский аналоговый или цифровой.

Также на переднюю панель был выведен тумблер для запуска устройства и выходные клеммы. Теперь можно считать проект завершенным.

Получилось несложное в изготовлении и недорогое зарядное устройство, которое вы можете смело повторить сами.

Автор: АКА КАСЬЯН.

Прикрепленные файлы: СКАЧАТЬ.


 

volt-index.ru

Три простые схемы регулятора тока для зарядных устройств

Мы уже рассматривали много схем регуляторов напряжения для самых разных целей, сегодня же я вам покажу три простые схемы регуляторов постоянного тока, которые стоит взять на вооружение, так как они универсальны и могут быть использованы не только в зарядных устройствах, но и во многих самодельных конструкциях, включая и лабораторные блоки питания.

Регулятор тока по идее не многим отличается от регулятора напряжения, стоит заметить, что есть понятие стабилизатор тока.

В отличие от регулятора он поддерживает стабильный выходной ток независимо от напряжения на входе и выходной нагрузки.

Сегодня мы рассмотрим пару вариантов стабилизатора и один регулятор общего применения, стабилизатор тока неотъемлемая часть любого нормального лабораторного блока питания или зарядного устройства, предназначен он для ограничения тока подаваемого в нагрузку.

Важный момент… во всех трех вариантах в качестве датчика тока использованны шунты, по сути это низкоомные резисторы, для увеличения выходного тока любой из перечисленных схем нужно будет снизить сопротивление шунта экспериментальным образом.

Кстати ссылки на все печатные платы найдёте в конце статьи. Нужное значение тока выставляют вручную, как правило вращением переменного резистора.

Все три варианта которые мы сегодня рассмотрим работают в линейном режиме, а значит силовой элемент — транзистор. При больших нагрузках будет нагреваться и нуждается в охлаждении.

Постараюсь пояснить принцип работы схем максимально простыми словами…

Первая схема отличается максимальной простотой и доступностью компонентов, всего два транзистора, один из них управляющий, второй же является силовым, по которому протекает основной ток.Датчик тока или шунт представляет из себя низкоомный проволочный резистор, при подключении выходной нагрузки на этом резисторе образуется некоторое падение напряжения, чем мощнее нагрузка, тем больше падение.

Такого падения напряжения достаточно для срабатывания управляющего транзистора, чем больше падение, тем больше приоткрыт этот транзистор.

Резистор R1 задаёт напряжение смещения для силового транзистора, именно благодаря ему основной транзистор находится в открытом состоянии.

Ограничение тока происходит за счет того, что напряжение на базе силового транзистора, которое было образовано резистором R1, грубо говоря затухается или замыкается на плюс питания через открытый переход маломощного транзистора. Этим силовой транзистор будет закрываться, следовательно ток протекающий по нему уменьшается вплоть до полного нуля.

Резистор R2 по сути обычный делитель напряжения, которым мы можем задать как бы степень приоткрытости управляющего транзистора, а следовательно управлять и силовым транзистором, ограничивая ток протекающий по нему.Увеличить общий ток коммутации этой схемы, можно дополнительными силовыми транзисторами, подключенных параллельно. Так как характеристики даже одинаковых транзисторов будут отличаться, в их коллекторную цепь добавлены резисторы, они предназначены для выравнивания токов через транзисторы, чтобы последние были нагружены равномерно.

Вторая схема построена на базе операционного усилителя, её неоднократно использовал в зарядных устройствах для автомобильных аккумуляторов, в отличие от первого варианта эта схема является именно стабилизатором тока.Как и в первой схеме, тут также имеется датчик тока или шунт, операционный усилитель фиксирует падение напряжения на этом шунте, всё по уже знакомой нам схеме.

Усилитель сравнивает напряжение на шунте с опорным, которое задается стабилитроном. Переменным резистором мы искусственно меняем опорное напряжение, операционный усилитель в свою очередь постарается сбалансировать напряжение на входах, путём изменения выходного напряжения.

Выход операционного усилителя управляется мощным полевым транзистором.

То есть, принцип работы мало, чем отличается от первой схемы за исключением того, что тут имеется источник опорного напряжения в лице стабилитрона.

Эта схема также работает в линейном режиме и силовой транзистор при больших нагрузках будет сильно нагреваться и ему необходим радиатор, кстати возможно применение биполярных транзисторов.

Последняя схема построена на базе популярной интегральной микросхемы стабилизатора LM317, это линейный стабилизатор напряжения но имеется возможность использовать микросхему в качестве стабилизатора тока.Нужный ток задается переменным резистором. Недостатком схемы является то, что основной ток протекает именно по ранее указанному резистору и естественно тот нужен мощный, очень желательно использование проволочных резисторов.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

Максимально допустимый ток для микросхема LM317 составляет около полтора ампера, увеличить его можно дополнительным силовым транзистором, в этом случае микросхема уже будет в качестве управляющей, следовательно нагреваться она не будет.

Взамен будет нагреваться транзистор и от этого никуда не денешься.

Архив к статье; скачать…

Автор; АКА Касьян

xn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai

Зарядное устройство для автомобильного АКБ. Схемы.

По этой схеме собрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.


Нажмите на изображение чтобы увеличить

Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.

Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.

Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А (размеры трансформатора внушительные, примерно 15х15х15 см. и выше). Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.

Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.

Настройка прибора сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру (мультиметру, авометру).


Совсем элементарная схема простейшего зарядного устройства АКБ автомобилей

Диоды Д 242, Д 242А, конденсатор электролитический 2200 мкф 25 В

Трансформатор силовой

1 обмотка на 220 В, 2 обмотка 15 В от 6 А и можно до 15 А, ТС 180-2 от старого лампового ЧБ телевизора вполне подойдёт.

Данная схема ЗУ имеет большие пульсации на выходе.


Схема ЗУ с автоматическим отключением АКБ


Пусковое устройство

Применение пускового устройства будет особенно полезно автолюбителям, занимающимся эксплуатацией автомобиля в зимнее время года, так как оно продлевает срок службы аккумулятора, а также позволяет без проблем заводить холодный автомобиль зимой, даже при не полностью заряженном аккумуляторе. Из опыта известно, что при минусовой температуре аккумулятор снижает свою отдачу на 25...40%. А если он еще не полностью заряжен, то не сможет обеспечить требуемый для пуска двигателя начальный ток 200 А. Этот ток потребляет стартер в начальный момент раскрутки вала двигателя (номинальный ток потребления стартером около 80 А, но в момент пуска он значительно больше).

Простейшие расчеты показывают, что, для того чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с аккумулятором, оно должно обеспечивать ток не менее 100А при напряжении 10...14В. При этом номинальная мощность используемого сетевого трансформатора Т1 (рис.1) должна быть не менее 800 Вт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.


Рис.1.

Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Для него удобно использовать тороидальное железо от любого ЛАТРА — при этом получаются минимальные габариты и вес устройства. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм (у разных типов автотрансформаторов он отличается). Перед намоткой обмоток необходимо закруглить напильником острые края на гранях магнитопровода, после чего его обматываем лакотканью или стеклотканью.

Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260...290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5...2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотка распределяется равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200...380 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь.

Если ток будет меньше, часть витков надо отмотать, если больше — домотать до получения указанной величины. При этом следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением (а значит и током в первичной обмотке) и числом витков является квадратичной — даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.

При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева. Нагрев обмотки говорит о наличии межвитковых замыканий или же продавливании и замыкании части обмотки через магнитопровод. В этом случае намотку придется выполнять заново.

Вторичная обмотка наматывается изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 6 кв. мм (например типа ПВКВ с резиновой изоляцией) и содержит две обмотки по 15... 18 витков. Наматываются вторичные обмотки одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность — одинаковые напряжения в обоих обмотках, которое должно находиться в интервале 12...13,8В при номинальном сетевом напряжении 220В. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, Х3 нагрузочном резисторе сопротивлением 5...10 Ом.

Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок ("плюс" диода соединен с крепежной гайкой).

Для подключения пускового устройства параллельно аккумулятору, соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше, если медные), с сечением не менее 10 кв. мм (не путать с диаметром). На концах провода, после облуживания, припаиваются соединительные наконечники. Контакты включателя S1 должны быть рассчитаны на ток не менее 5А, например типа Т3.


Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3 - схема, описание

Устройство предназначено для зарядки аккумулятора током не более 30А, также для пуска стартера дополнительным током 50А при наличии заряженного аккумулятора

Инструкция к ЗПУ Старт УПЗУ-У3 - Скачать

www.vk-sto.by

Зарядное устройство из советских деталей для АКБ

Всех приветствую, сегодня мы соберем зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов, но зарядка эта весьма непростая. Во-первых я буду использовать только и только советские компоненты для сборки, во-вторых несмотря на то, что схема довольно старая, обладает весьма неплохими параметрами и по классу может тягаться с хорошими, промышленными устройствами.

Основой схемы является мощный, железный трансформатор, что повышает надежность зарядного устройства, сейчас как мы знаем все делают на базе импульсных источников питания, но они даже рядом не стоят с хорошим железным трансформатором.

По сути это трансформатор + стабилизатор, представленная схема была опубликована свыше 10 лет назад в одном из радиожурналов и показалась мне очень интересной. Это стабилизатор тока и напряжения, метод стабильного тока и напряжения самый лучший для зарядки аккумуляторов.

Первая часть схемы из себя представляет стабилизатор тока с возможностью регулировки в диапозоне от 0 до 5-6 ампер, но схему можно слегка переделать и снять ток скажем в 10 ампер.

Правая часть из себя представляет стабилизаторно-фиксированное напряжение, оно подбирается в зависимости заряжаемого аккумулятора и задает напряжении окончания заряда, для автомобильных аккумуляторов это напряжение лежит в пределах от 13,5 до 14 вольт.

Силовым элементом стабилизатора является мощной биполярный транзистор с током коллектора от 10 ампер. Нужное напряжение на выходе задаётся стабилитроном, кстати, настраивают схему под нагрузкой, иначе стабилизация напряжения работать не будет.

Поговорим о трансформаторе.

Важно чтобы он обеспечивал выходное напряжение от 15 до 25 вольт, стоит учитывать то, что на стабилизаторе будут некоторые потери и выходное напряжение всегда меньше входного, в нашем случае на 1 вольт.

Ток вторичной обмотке трансформатора будет зависеть от ваших нужд, в случае зарядки автомобильных аккумуляторов трансформатор должен обеспечивать максимальный ток в 5-6 ампер, этого достаточно для нормальной зарядки аккумулятора с ёмкостью 50-60 ампер\часов.

Можно заряжать аккумуляторы и большей ёмкости, естественно, время зарядки в этом случае увеличится.

Мой трансформатор обеспечивает выходное напряжение в районе 22 вольт, схема имеет защиту от переполюсовки питания, в случае, если вы перепутаете полярность откроется защитный диод спалив предохранитель.

Имеем токовый шунт (R1), который задействован в схеме стабилизатора тока, по сути это датчик тока, который можно собрать из низкоомных резисторов, сопротивление шунта должно быть в пределах от 0,1 до 0,3 ом, мощность не менее 5 ватт.

В моём варианте использовано 2 резистора по 0,51 ом соединенных параллельно.

Мало мощный транзистор кт3107 может быть заменен любым другим транзистором прямой проводимости, можно даже использовать транзисторы средней мощности наподобие кт814-кт816.

Пара ключей кт815, также могут быть заменены на другие ключи средней мощности, обратной проводимости, можно даже КТ805, 819 и им подобные.

Один из этих ключей управляет силовым транзистором, такое включение обеспечивает большое усиление по току. Эту часть можно заменить всего 1 составным транзистором на подобии кт827, но они нынче стоят очень дорого).

Стабилитрон в схеме стабилизации тока (VD5) должен иметь напряжение стабилизации от 5 до 8 вольт. Если не находите нужных стабилитронов, можно подключить несколько последовательно для получения нужного напряжения стабилизации.

Силовой транзистор (VT4), тут очень много аналогов, например КТ805, 809,819 и т.д.. с током от 10 ампер.

Этот транзистор обязательно устанавливают на массивный радиатор, так как схема линейная при больших токах тепловыделение будет внушительным, также советую дополнить конструкцию кулером.

Диодный выпрямитель — использовал штатные советские диоды Д242, они бывают без индекса, с индексом «а» или с индексом «б», первые два варианта на 10 ампер, диоды с индексом «б» на 5 ампер.

Мне естественно не повезло и диоды оказались именно с индексом «б» выдраны они из старого советского усилителя. Благо в усилителе оказалось 8 таких диодов, из которых был собран один мощный мост на 10 амперСхема защищена 2 предохранителями, 1 из них сетевой. ( FU1, FU2 )

Готовая схема в наладке не нуждается, единственное, что вам нужно сделать это подобрать стабилитрон VD6 на нужное напряжение.

Процесс заряда простой, подключаем аккумулятор, путём вращения верхнего переменного резистора выставляем нужный ток заряда, нижний резистор предназначен для установки максимального тока ограничения, в нашем случае 5-6 ампер.

Даже при коротком замыкании выходных клемм ток ограничивается на уровне заданного.

Печатная плата получилось довольно компактный, она так-же есть в архиве.

В следующей статье мы закончим сборку этого агрегата, установим всё в корпус, подберем нужные индикатор, в общем скучать точно не придется.

Архив к статье: скачать…

Автор; АКА Касьян

xn--100--j4dau4ec0ao.xn--p1ai


Смотрите также