В россии какое движение левостороннее или правостороннее


Почему в Англии левостороннее движение, а в России правостороннее: vitalidrobishev — LiveJournal

Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет.
Универсальный ответ — так сложилось исторически.

На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана. 72 % всех дорог правосторонние, 28 % — левосторонние.

Почему в России правостороннее движение?

В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение.
В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». Поэтому у нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани всегда зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.

Почему в Великобритании левостороннее движение?

В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее.
На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение.

Как и когда Швеция перешла на правостороннее движение?

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась ещё в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.


3 сентября 1967 в Швеции

Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?

Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.

Другая версия историческая. В Римской империи (в 45 году нашей эры Рим завоевал Британские острова) легионы ходили по левой стороне дороги. Это объяснялось тем, что легионеры держали мечи в правой руке и при встрече с неприятелем им было выгодней находиться с левой стороны, чтобы враг сразу попадал под удар. Впоследствии Римская империя пала, но так как Великобритания — это остров, там левостороннее движение так и осталось.

Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.

Почему в Австралии левостороннее движение?

С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.

Почему в Японии левостороннее движение?

Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?

Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.


Страны с правосторонним движением
Страны с левосторонним движением

vitalidrobishev.livejournal.com

Почему в одних странах левосторонее движение, а в других

Существование право- и левостороннего движения не первое десятилетие добавляет работы автопроизводителям и головной боли водителям, вынужденным в отпуске или командировке ездить "не по той" стороне. А в этой существующей до сих пор двойственности, виноваты, как оказывается, лошади.

Как нетрудно догадаться, правостороннее движение ничем не хуже и не лучше левостороннего — лишь бы к нему были полностью адаптированы и автомобили, и дорожная инфраструктура. Начинающие английские или австралийские водители осваиваются на дороге не медленнее и не быстрее, чем немецкие и российские "чайники". Может быть, поэтому все страны мира так долго не могут прийти к единому варианту — и к примеру, небольшое государство Самоа в Океании пять с небольшим лет назад перешло с правостороннего варианта на левосторонний. Дело в том, что сто лет назад Самоа было немецкой колонией и при прокладке дорог вводилось привычное немцам правостороннее движение — однако машины на острова удобнее возить из Австралии и Новой Зеландии, где они в абсолютном большинстве "праворукие". Поэтому местный премьер-министр осенью 2009 года дал стране команду ездить по другой стороне дороги.
Но если две схемы движения одинаково хороши (или одинаково плохи) — как же тогда осуществлялся выбор? Неужели наши предки в какой-то момент банально подкидывали вверх монетку? Отнюдь.
В конце прошлого века археологи проводили раскопки на территории каменоломни древнеримских времен и обнаружили в том числе дорогу к ней. На основании того, что с одной стороны колея была ощутимо глубже, чем с другой (причиной чего была разница в весе между пустой и груженой телегой), специалисты сделали вывод, что на территории этого древнего "предприятия" было принято левостороннее движение. Ряд других находок подтверждают этот вывод: в древности люди явно предпочитали двигаться по левой стороне.

Жокеям, управляющим самой роскошной каретой из имеющихся в распоряжении британской королевской семьи, не надо никуда прижиматься: на улицы, по которым должен проехать экипаж, ни одно другое транспортное средство просто не пустят.

Дело в том, что это для автомобилиста нет принципиальной разницы, какими боками разъезжаться. Но тысячи лет назад самым популярным средством передвижения по суше была лошадь, а вот для всадника или правящего повозкой кучера разница уже имеется. Большинство людей — правши, и предпочитает садиться на лошадь с левой стороны, а оружие или, к примеру, кнут держать в правой руке. Именно из-за этого всадники, к примеру, предпочитали расходиться правыми боками — чтобы находиться в более удобной на случай нападения позиции. А кучерам было сподручнее ехать слева, чтобы у кнута было меньше шансов зацепиться за кусты или изгородь на краю дороги — или зацепить кого-то из идущих по обочине.
Таким образом, левостороннее движение выглядит более привычным и естественным — но кому же тогда пришла в голову мысль занять другую сторону дороги? Ряд историков считает, что во всем виноваты многоконные упряжки, где кучер сидел не на карете или повозке, а непосредственно на одной из лошадей. Удобнее всего кучеру было на левой задней лошади — однако в этом случае он не особо хорошо "чувствовал габариты" экипажа, разъезжаясь со встречными повозками. Поэтому и роскошные экипажи знати ("шестисотые мерсы" своего времени), и тяжелые грузовые телеги (сталкиваться с которыми было себе дороже) начали держаться правой стороны. Со временем привычку ездить справа приобрели и те, кто правил менее громоздкими и престижными экипажами. В результате в XVIII веке правосторонняя схема движения была официально закреплена во многих европейских странах: к примеру, во Франции это сделали в 1794 году, а в России — еще раньше, в 1752 году, указом императрицы Елизаветы Петровны.

Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

Попытаемся разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.
Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

Римская версия

В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.

Морская версия

Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.

В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?

Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:

Колониальный фактор

Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных п

ribalych.ru

В России появилось левостороннее движение - Quto.ru

Самый праворульный регион России ввел левостороннее движение. Правда, всего на двух улицах города Владивостока. Власти города подчеркивают, что новая схема была введена с целью разведения транспортных потоков и с большим количеством праворульных автомобилей в городе не связана, а новые полосы предназначены только для общественного транспорта. Так что говорить о полноценном левостороннем движении, как, например, в Японии, неправильно.

Между тем, некоторые местные водители уже начали путаться в новой схеме и, не замышляя ничего противозаконного, выезжают на ставшую встречной полосу. Как сообщает РИА PrimaMedia, левостороннее движение появилось на улице Семеновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на улице Мордовцева.
В первом случае указанный участок дороги разделили на две части бетонными блоками. Правая, как и прежде, предназначена для всех участников дорожного движения. Левая — только для общественного транспорта. Как и в Москве, выезжать на выделенку другим машинам запрещено.

По данным агентства, бетонные блоки были поставлены для безопасности, чтобы водители не выезжали на спецполосу, рискуя встретиться лоб в лоб с автобусом. Однако некоторые водители все же путают направления и выезжают на встречную, неверно понимая установленные на данном участке знаки. На улице Мордовцева выделенную полосу для общественного транспорта также отделили от водителей бетонными блоками.

По официальным данным, новая схема была введена в связи с предстоящим открытием моста через бухту Золотой Рог, в целях оптимизации дорожного движения и исключения пересечения транспортных потоков. Однако пока что эта схема только путает водителей. Местное управление ГИБДД также не одобрило новшество. Госавтоинспекции не понравилась идея введения левостороннего движения в стране, где принято правостороннее.

Однако местная администрация с определением «левостороннее движение» не согласна. Как рассказал РИА Новости представитель местных властей, речь идет только о введении выделенных полос. «Специалисты долго разрабатывали эту маршрутную схему, так как в центре города крайне напряженное движение. В рамках этой схемы на двух улицах в пределах одного квартала введены выделенные полосы общественного транспорта. В том числе для оптимизации на этих участках транспорт движется и по левой стороне», — пояснил собеседник агентства, подчеркнув, что говорить о левостороннем движении в данном случае нельзя, так как выезд личного транспорта на выделенку запрещен. Длина новых участков составляет всего 50 метров.

ГИБДД с определением администрации согласна, отмечая, что называть схему левосторонней некорректно. «Это не так. Но в целом, все комментарии по этому поводу должен давать разработчик движения — администрация города», — рассказали агентству в ГИББД по Владивостоку.

quto.ru

Кто знает, когда и почему в России появилось правостороннее движение?

Несмотря на то, что автомобиль был изобретен сравнительно недавно, правостороннее и левостороннее движение имеет древние традиции. Правостороннее движение появилось так: когда-то большую часть Европы покрывали дремучие леса. Сообщения между населенными пунктами осуществлялось по столь узким просекам, что на них еле разъезжались всадники. Обычно и всадники, и пешеходы вооружались мечами, висевшими слева, и щитами, которые они держали в левой руке. При встрече они старались расходиться так, чтобы защищенная щитом сторона тела была обращена к встречному, то есть держались правой стороны. Такая традиция сохранилась и тогда, когда дороги расширились и появились телеги, кареты, экипажи, а затем - и автомобили. Во Франции такой порядок движения был закреплен законом в восемнадцатом веке, и в последствии распространился на все французские и голландские колонии. А в том, что существует левостороннее движение, "виноваты" англичане. Как известно, Англия расположена на островах, и морской путь когда-то был единственным способом общения ее жителей с жителями других стран. В портах всегда было огромное скопление кораблей, и они частенько сталкивались. Для наведения порядка морское ведомство издало указ, суть которого сводилась к правилу "держись левой стороны". То есть корабли должны были пропускать встречные суда справа. Постепенно этим принципом стали руководствоваться и в сухопутном движении повозок и экипажей. А с появлением автомобиля сыграла роль известная консервативность англичан - они не стали ничего менять по отношению к автомобильному движению. Впоследствии правило распространилось на все страны, находящиеся под влиянием Британии, в том числе, его до сих пор придерживаются Индия, Индонезия, Пакистан, Япония, Таиланд, Великобритания, Кения, Непал, Малайзия, Шри-Ланка, Австралия, Гонконг, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Ямайка, Мальдивы, Багамы. В России до 1900 года было левостороннее движение. Первые правила дорожного движения были приняты и подписаны французским императором в 1803 году. Он повелел войскам передвигаться по правой стороне дороги. А встречным – по левой. Таким образом, не создавались пробки. Синие гвардейские мундиры играли роль современных синих проблесковых маячков – «мигалок». Конечно садился на лошадь с обочины, удобнее. Но… Наполеон был левшой. И именно императорский «левшизм» способствовал выбору правой стороны – он то салидся на лошадь с правой стороны! В каждой покоренной стране дорожный указ Наполеона доводился до граждан и требовал неукоснительного исполнения. За нарушение – штраф, или даже тюремное заключение. Ну, прямо, как у нас! Европейские страны постепенно стали переходить на правостороннее движение. Непокоренная французом Россия дорожных правил захватчика не приняла. Сигналом о приближении транспортного средства по-прежнему служил крик ямщика «Эй, поворотись!» . Кстати, именно Гоголь был первым русским литератором, который с точностью сотрудника ГИБДД описал дорожно-транспортное происшествие. Помните, в «Мертвых душах» ? Бричка Чичикова на пустой дороге лоб в лоб столкнулась с коляской, запряженной шестериком коней. По-европейски Россия начала жить в начале 20 века, когда появились первые автомобили. Они были немецкого и французского производства, то есть с левым рулем. И только царь ездил не по правилам. Точнее он ездил по английским правилам. Английская королевская семья подарила ему леворульный «Роллс-ройс» .

на францию равнялись

Лучше наоборот было спрашивать почему в Англии или в Японии левостороннее, во всем мире так и унас как у всех

Если углубляться в мат. часть, то изначально во всем мире движение было правосторонее, а дорожные знаки имели красно-желтый цвет, где-то что-то изменилось, но основы ещё живут....

Несмотря на то, что автомобиль был изобретен сравнительно недавно, правостороннее и левостороннее движение имеет древние традиции. Правостороннее движение появилось так: когда-то большую часть Европы покрывали дремучие леса. Сообщения между населенными пунктами осуществлялось по столь узким просекам, что на них еле разъезжались всадники. Обычно и всадники, и пешеходы вооружались мечами, висевшими слева, и щитами, которые они держали в левой руке. При встрече они старались расходиться так, чтобы защищенная щитом сторона тела была обращена к встречному, то есть держались правой стороны. Такая традиция сохранилась и тогда, когда дороги расширились и появились телеги, кареты, экипажи, а затем - и автомобили. Во Франции такой порядок движения был закреплен законом в восемнадцатом веке, и в последствии распространился на все французские и голландские колонии. До появления предмета спора человечество долго выясняло, по какой стороне дороги лучше ездить. Ответ определяли два фактора: социальный статус и то, что большинство людей — правши. Простолюдины ходили справа, чтобы уберечь носимое на правом плече имущество. Экипажи и повозки при разъезде тоже забирали вправо — натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. Пешим или конным воинам, напротив, сподручнее разойтись по левой стороне. В случае конфликта ударная рука с мечом ближе к противнику — а если до драки не дойдёт, то висящие слева на бёдрах клинки не ударятся друг о друга. Поскольку воины составляли меньшинство населения, а оружие в дороге со временем перестало быть необходимостью, постепенно стало доминировать правостороннее движение. К XVIII-XIX векам транспортные потоки так выросли, что потребовалось законодательное определение правильной стороны.

виноват наполеон. пришел в 1812г, и позвал в гости.

touch.otvet.mail.ru

Обсуждение:Левостороннее и правостороннее движение — Википедия

Эта статья была переименована по результатам обсуждения от 1 октября 2010 года.
Старое название Левостороннее движение было изменено на новое: Левостороннее и правостороннее движение.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

Не отражена история левостороннего движения[править код]

Статья не отражает фактическую историю левостороннего движения. Причем тут движение кораблей в акватории Британских портов? Где упоминание о том, что левостороннее движение было изначально универсальным по всему миру, и о том, что сама Россия перешла на правостороннее движение только в начале 20-го века? Зачем необоснованно ссылаться на "консервативность Англичан"? Япония никогда не находилась под влиянием Британии и т.д. Статья должна быть полностью переписана! Для более подробной информации на эту тему следует ознакомиться с англоязычной статьей Википедии http://en.wikipedia.org/wiki/Driving_on_the_left_or_right — Эта реплика добавлена с IP 85.140.136.5 (о.) 17:43, 18 февраля 2007 (UTC)

Вообще-то (к слову) в России не одну сотню лет правосторонне движение, а Япония в начале XX века находилась под британским влиянием... Сура 00:02, 9 декабря 2007 (UTC)
  • Не знаю насчёт Японии и акватории британских портов, но статья после правок участника Mercury выглядит как орисс - вся секция «Предпосылки», формулировки типа "вероятно", "естественное поведение человека" и т.п. в других секциях, всё без источников. Хоть бери и откатывай... --BeautifulFlying 19:56, 10 декабря 2007 (UTC)

Про японию в английской статье говорилось, что пешие воины в старое время, вооружённые катанами, удобно расходились по левую сторону, а также повлияла Великобритания, помогавшая строить железнодорожный транспорт. 89.251.107.20 20:01, 18 апреля 2009 (UTC)Lethal Weapon

  • Что значит "Британия навязала" левостороннее движение? Где НТЗ, я вас спрашиваю?! 92.47.211.156 03:26, 11 августа 2009 (UTC)
Наполеон

Не помню, где читал, но Наполеон являлся левшой. По той причине он ввел во франции правостороннее движение - чтобы удобнее было на лошадь садиться. — Эта реплика добавлена участником Herr Georg (о. • в.) 22:54, 4 сентября 2010 (UTC)

Гонконг - особый административный район Китайской Народной Республики, поэтому в раздел про страны с левосторонним движением не подходит Fractaler 15:57, 6 апреля 2009 (UTC)

Страны, изменившие движение[править код]

В разделе "Страны, изменившие движение" автор(ы) явно путает сторону движения и положение руля. Надо исправить. 212.176.237.179 07:20, 13 августа 2009 (UTC) Владимир

Перенесено из текста статьи[править код]

Практически везде (кроме внутренних рек) применяется левостороннее движение с правым сиденьем. Это позволяет видеть движение по правому борту (которое надо пропускать).

Предыдущее утверждение - полная ерунда: по МППСС встречные суда расходятся левыми бортами (http://www.mppss.ru/rules/rule14.php), значит движение - правостороннее. Расположение же постов управления судном обычно производится по диаметральной плоскости судна, а также бывает как справа, так и слева, что, в общем-то, абсолютно ничем не обсуловлено, кроме конструкции судна. На парусных яхтах бывает и по два штурвала, что не имеет никакого отношения к организации движения, а пришло из спорта - чтоб рулевому было удобнее наблюдать за парусами при различных галсах. — Эта неподписанная реплика была добавлена с IP 87.224.236.151 (обс.). Подписывайте свои сообщения с помощью ~~~~.

Статья должна быть переименована в "Право- и левостороннее движение", так как в ней говорится о двух видах движения, а не только о левостороннем. 95.30.164.76 23:00, 3 сентября 2010 (UTC)

Я считаю, статью проще переименовать в "Стороны движения", на мой взгляд так удобнее. 78.106.96.81 14:31, 7 февраля 2012 (UTC)

Ошибочно утверждение "В странах с левосторонним движением, наоборот, стоять [на эскаляторах] принято слева, а проходить справа.". Живу в Англии. СтоЯт люди на правой стороне, а проходят по левой. В подтверждение - погуглите "london tube escalator" и посмотрите на фотографии. 86.22.91.214 20:49, 28 июня 2011 (UTC)Джеб

Почитал ПДД РФ по состоянию на 2015 год, там нет требований по движению пешеходов по левой стороне дороги навстречу транспорту, сам удивился. В 2009 году точно было, позже когда-то исключили, поэтому не попадайтесь на уловки недобросовестных инспекторов ГИБДД. Это желательно внести в текст статьи? Кто-то более опытный решите. Voffk (обс) 18:39, 25 июля 2016 (UTC)

  • @Voffk: ну как нет, когда есть). Прочитайте внимательно. ПДД 2016 года. Лес (обс) 19:01, 25 июля 2016 (UTC)
    • @Lesless: Всё понятно стало теперь, проблема смешная: я доверился бумажным правилам, а там этот абзац тупо потерян, причем в разных книгах одного издательства. В других источниках все на месте. Не постесняюсь указать вредителей: ООО "АТБЕРГ 98", издания 2015 года, это какая-то фирма из 90-х, живущая по понятиям 90-х. Вот абзац действующих ПДД:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Я считаю важным это вынести сюда, т.к. поиском нашел минимум информации о том, как противостоять попыткам выписать штраф пешеходу за движение по правой стороне дороги. Все просто: если он шел по обочине, а не по проезжей части (см. определения в Правилах), либо и вовсе в зоне знака 5.21 "Жилая зона", то в этих случаях движение по правой стороне не является нарушением, это нужно знать, чтобы доказывать свою правоту в момент оформления протокола либо при его оспаривании.--Voffk (обс.) 19:35, 16 июля 2017 (UTC)

Леворульные машины в правостроннем движении удобнее левшам или правшам?--Kaiyr 14:54, 18 февраля 2012 (UTC)

  • Не имеет значения.
На любой комментарий относительно «неудобности» праворульных автомобилей в России вы можете получить только один ответ:
Ты ездить вначале научись, а потом будешь умного из себя строить!

Вот когда проедешь тысяч 50 на праворульке (кстати, какая длина экватора?), тогда я задам вопрос: «какая машина удобней — праворулька или леворулька?»
Возможны два варианта ответов:

  1. А мне глубоко безразлично.
  2. А на праворульке удобней!!!

--Andshel 15:38, 29 января 2016 (UTC)

Не слишком рассчитываю, что перед внесением правок участники заглядывают сюда, но на всякий случай скажу:

  • не надо постоянно добавлять Кипр в раздел «Европа». Кипр — это Азия. Лес 10:05, 18 сентября 2012 (UTC)

Выхлопная труба на советских грузовиках[править код]

В статье у нас упоминается расположение выхлопной трубы. Я вот заметил, что на советских дорожных грузовиках (типа ЗИЛ-130) выхлопная труба всегда выведена в сторону центра дороги, а на грузовиках высокой проходимости (типа ЗИЛ-131) — наоборот, в сторону обочины. Есть ли в этом какой-то глубокий смысл? — Monedula 16:53, 23 июня 2014 (UTC)

Около 15 % автопарка иномарок в России, по состоянию на 1 января 2016, составляют праворульные машины, что в количественном выражении соответствует примерно 3,5 млн единиц.

Фразу: "Встречается версия, что такой порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, то есть на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа[7]. Но эта версия ошибочна," нужно изменить-убрать. Не является ошибочным это утверждение. Левостороннее движение возникло и распространение получило на островах и на островных государствах. Там где высокую роль играет морское сообщение: Англия, Швеция и т. д. Современные правила расхождения судов и правила которые были раньше могли существенно различаться. Причём мы можем не знать точно какими эти "неписанные" правила были раньше. Сначала зародилось парусное движение, а уж потом "моторное". В парусном мире действуют другие принципы. Там есть такие понятия как: правый галс и левый галс, наветренный и подветренный, полный курс и острый курс и в зависимости от этих обстоятельств и происходит расхождение парусников. Дело именно в "морском" обстоятельстве. Каждый житель Англии или Японии является островным жителем, чувствует себя моряком, поэтому и на островную сушу переносятся эти морские правила. К тому же есть "Внутренние пути", "Внутренние водные пути", "Морские пути", там, наверно, тоже есть какие-то расхождения, различия в правилах. Ещё из-за приливов-отливов водные пути могут пересекаться с сухопутными и даже бывают столкновения водных видов транспорта с сухопутными. Что тоже требовало своеобразной "унификации" правил.

В Осаке (а возможно и в других соседних городах региона) на эскалаторах стоят справа и идут слева, в отличие от остальной Японии.

Как езда верхом с оружием может быть по иной стороне, чем на турнире?[править код]

Там и там оружие в правой руке. Со стороны противника.

Правила разъезда воинов имеют решающее значение по одной простой причине: власть принадлежит части воинов. Кстати, у нас пешие расходятся одной стороной, а машины разъезжаются другой стороной. Пешие - это и есть народ. В том числе воины, но рядовые, власть не у них, а у всадников и то не у всех. Телегам между собой пофигу каким бортом расходиться, но если телеге надо разъехаться с вооружённым всадником, то надо одинаковыми сторонами, иначе лошадь, запряжённая в телегу, как раз ткнётся носом в нос рыцарской лошадке. Сила рук здесь значения не имеет, так как у лошади глаза есть. И она видит, что надо быстро разойтись со встречными лошадьми. При этом ей уже подсказали, какой стороной расходиться. Обратите внимание: разбита левая колея от каменоломни, где ездили тяжёлые безоружные повозки. Если бы сила рук имела значение, то уж там бы ездили по правой. Как вариант - локально, а там, где могут попадаться боевые колесницы, - по левой. Нет, зачем то к левой стороне дороги жались.

О "стихийности" правостороннего движения[править код]

Приведите пример страны, где ни своей революции, ни поддержки иностранной революции не было, но движение правостороннее. Движение может складываться стихийно в единственном случае - если государство не успело регламентировать даже движение. При этом вы утверждаете, что порядок оно уже навело, да ещё и дворянские привилегии отменило. Как и где это вообще возможно? Воняет освоением целины красной империей, либо освоением той же целины демократическим государством. И дорогами сугубо сельскими с преобладанием на них телег и тракторов.

На море есть правило "береги правый борт", идущее от расположения капитанской каюты справа. Ну а бортами расходятся левыми. Но там нет края, вдоль которого можно было бы идти постоянно, поэтому ни какого правостороннего или левостороннего движения там нет. Максимум на реке, или в узком проливе можно идти вдоль правого или левого берега. Но там накладывается ещё один фактор - осадка. Тот, у кого больше осадка, может быть вынужден идти ближе к тому берегу, у которого глубже. Отсюда даже вопрос "Какими бортами расходимся?" не на берегу в адмиралтействе, а на реке/в проливе при сближении на встречных курсах. Перенести это на сушу - хотел бы я посмотреть на на столько отмороженного островитянина.

В ЭСБЕ → В Англии был установлен впервые законный предел для веса повозок с целью предохранения Д. от порчи, и там же введено было правило, чтобы все экипажи держались правой стороны, что весьма важно, между прочим, и для сохранности пути. Возможно стоит отразить в статье. — 91.246.95.118 19:57, 11 декабря 2019 (UTC)

ru.wikipedia.org

Почему в одних странах правостороннее движение, а в других — левостороннее

В современном мире водители 140 стран перемещаются по дорогам, придерживаясь правой стороны. В остальных 53 странах транспортные средства ездят по левой стороне, что создаёт определённые проблемы при пересечении водителями границ.

Но из-за чего произошло разделение движения, да ещё и такое неравномерное? Давайте взглянем на старинные ПДД и дорожные колеи и узнаем, в чём же там было дело.

Исторические предпосылки разделения на право- и левостороннее движение

Как известно, правшей в нашем мире преобладающее количество — около 80–90% от всего населения Земли. Левшой же является только каждый седьмой человек, а амбидекстеров — людей, одинаково хорошо владеющих и левой, и правой рукой — и того меньше. Так что издавна весь мир был подчинён правшам, а значит, правила устанавливались ими же. Касалось это и передвижения по дорогам на каком-либо животном или транспорте.

До появления мало-мальски надёжных и удобных повозок человек вынужден был передвигаться между селениями на своих двоих. И, конечно же, шёл он не с пустыми руками, а с мешком или тюком на правом плече — так было сподручнее. К тому же, справа от себя, поближе к обочине дороги крестьяне привыкли вести дорогое сердцу и кошельку вьючное животное. Правой стороны по ходу своего перемещения придерживались и средневековые рыцари, но только на турнирах. Такое правило было из-за особенностей держания щита и меча. Во всех остальных случаях всадники ездили ближе к левой обочине.

Вооружённые всадники всегда приторачивали меч с правой стороны луки седла. Заметив опасность, меч быстро выхватывали и отражали атаку. К тому же, залезали в седло на лошадь слева, вставляя левую ногу в стремя. В противном случае всадник оказался бы в седле задом наперёд. Так что перемещались кавалеристы по левой стороне широкой дороги. Так же ездили кучеры, управлявшие экипажами. Однако отнюдь не все.

Долгое время упряжками управляли форейторы, сидящие на одной из запряжённых лошадей. Как правило, это была левая лошадь, расположенная ближе к самой повозке. В таком положении кучер лучше чувствовал габариты своего транспортного средства и мог эффективнее управлять лошадьми правой рукой. А ещё такое расположение кучера было удобнее для его посадки и высадки с лошадиной спины. А вот многоместными экипажами, например, открытыми ландо, кучер управлял, сидя справа на специальном месте в передней части. Только так возница не задевал пассажира своим хлыстом. Левой стороны придерживались и древние римляне.

Как происходило внедрение разных сторон движения

Сегодня у исследователей нет подтверждённых данных, по какой стороне передвигались в древних государствах, где была развитая система дорог. Зато есть неоспоримое доказательство того, что древние римляне соблюдали левостороннее движение. В ходе раскопок в британском графстве Уилтшир откопали древнюю римскую каменоломню и дорогу.

Левая сторона этой дороги (если смотреть от выхода) была более разбитой, чем правая. По всему выходило, что от этой каменоломни гружёные подводы уезжали именно по левому краю. Левой стороны держались и конные отряды воинов, совершающие марш. Доказывает этот факт найденная римская монета, на аверсе которой изображена пара конных, расходящихся по левую руку. А вот во Франции правом пользоваться левой стороной проезжей части обладали только аристократы, и то недолго.

Во Франции до 1789 года простолюдины передвигались исключительно по правой стороне дорог. Знатные господа же ездили в своих каретах по другой стороне. А уже после свершившейся революции аристократы, чтобы замаскироваться, тоже стали придерживаться правой стороны. Позднее такая маскировка превратилась в традицию. А после завоевания множества территорий Наполеоном там также стало вводиться правостороннее движение. Так случилось в Швейцарии, Германии, Испании, Голландии и Польше. Страны-противники Наполеона в пику французскому императору ввели у себя движение наоборот — с левой стороны трасс.

Дорожное движение Лондона в XIX веке

Первые ПДД и штрафы за их несоблюдение

В 1756 году в Великобритании был введён специальный билль о левостороннем движении. За его несоблюдение, особенно на мостах, полагался крупный штраф. Левой стороны придерживались и в многочисленных колониальных владениях Великобритании — на островах-колониях, а также в Австралии, Пакистане и Индии. Билль, а также штрафы по нему действовали на всех территориях. Полагались штрафы за несоблюдение правил и в дореволюционной России.

Чтобы ответить на вопрос, почему в России правостороннее движение, стоит вернуться в прошлое на три века. Хотя по правой стороне в нашей стране перемещались ещё во времена Петра I, официально её утвердила императрица Елизавета. Она в 1752 году подписала Указ о правостороннем движении для конных экипажей. Примерно в тот же период появились и первые правила передвижения по дорогам в нашей стране. Правой стороны в ходе езды на авто в России придерживаются и сегодня. А вот в ряде некоторых государств правила, по которым движение транспорта происходило по той или иной стороне, менялись.

Дорожный знак в Австралии, напоминающий о том, что здесь левостороннее движение

Какие страны совершили переход на правостороннее движение

В XVIII веке давление, оказываемое Францией на многие другие государства, оставалось очень большим. Находясь под ним, даже страны-союзники Великобритании всё-таки отказывались от движения по левой стороне и изменяли правила. Поменяли левую на правую сторону дороги и жители США. Случилось это только после окончательного освобождения от власти британской короны. А одним из последних государств Европы, где стали ездить по правой стороне, была Швеция.

Третье сентября 1967 года стало Днём «Н» в Швеции. Программа по изменению стороны движения вводилась не с бухты-барахты, ей предшествовала серьёзная подготовка. О переходе сообщалось в газетах, журналах и новостях. Шведы даже провели рекламную кампанию, напечатав логотип Дня «Н» на женских трусиках и бюстгальтерах. Сам день перехода обошёлся без серьёзных ДТП. В 4:50 утра все шведские водители остановились и сменили полосу движения, а через десять минут движение по дорогам Швеции окончательно стало правосторонним.

К движению по правой стороне трасс пришли в некоторых африканских государствах, к примеру, в Гане, Нигерии и Гамбии ввиду близости со странами, где действовало правостороннее движение. А в 1946 году, избавившись от оккупации Японией, Корея тоже «встала на правую сторону». Впрочем, и правосторонние страны тоже изменили направление движения по своим дорогам.

В Мозамбике, соседствующим с бывшими британскими колониями, относительно недавно был осуществлён переход с право- на левостороннее движение. А небольшое островное государство Самоа перекинулось «налево» по причине обилия на острове авто с правым рулём. Произошло это в 2009 году. В некоторых регионах России, которая относится к странам с правосторонним движением, также можно найти много машин с правым рулём.

В Хабаровске, на Камчатке и в Магадане авто с левым рулём — большая редкость, всё больше с правым. Впрочем, местные водители быстро приспособились и без проблем ездят по правой стороне. Кстати, почти год на двух улицах Владивостока действовало левостороннее движение. Но эксперимент признали неудачным и закрыли. Имеются в нашей стране, в Санкт-Петербурге и Москве, левосторонние разъезды, сделанные для удобства водителей.

Читайте также: Цифры и полоски на взлётно-посадочной полосе: что означает маркировка?

www.factroom.ru

Почему в мире существует левостороннее и правостороннее движение

Как появилось правостороннее и левостороннее движения на дороге

Переходи на правую сторону дороги…

 

Впервые посещая страну, в которой водители ездят по противоположной от принятой у нас стороне дороги, человек хочет он того или нет, впадает в ступор. Это не просто странно выглядит и ощущается, но в первое время кажется, что весь мир перевернулся с ног на голову и ты попал в зазеркалье, настолько велика разница.

 

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему так произошло? Как так исторически сложилось, что одни страны (большинство) взяли для себя правостороннюю модель, а оставшиеся государства построили дороги и начертили разметку по левостороннему образцу? Ответы на эти вопросы унесут нас в далекое прошлое и вероятно они вас действительно потрясут, когда окажется, что современные автомобилисты обязаны схеме передвижения кнутам, военной тактике древности и морякам.

 

Сегодня около 66% населения земного шара передвигается по правой стороне дороги, при этом 72% всех дорог имеют правостороннюю схему движения, 28%, соответственно- левостороннюю. Интересно, что в современном мире до сих пор продолжается эволюция правил движения по дорогам. Предпочтение для движения отдается правой стороне дороги. Так, в 2009 году островное тихоокеанское государство Самоа перешло на левостороннее движение, в полку приверженцев правого руля прибавилось 187 тыс. человек. Поговаривают, что властям пришлось это сделать из-за большого количества б/у машин с правым рулем. В New York Times писали, что для того чтобы люди привыкли к изменениям в стране, был объявлен двухдневный выходной.

 

Ранее другие страны также массово переходили на другую сторону дороги, в основном на правосторонний вариант.

 

Самый знаменитый исторический переход был осуществлен в Швеции. Когда-то на дорогах этой скандинавской страны как ни странно двигались по левой стороне. Но в связи с тем, что все соседи имели диаметрально противоположный взгляд на то по какой стороне дороги нужно ездить, шведам пришлось капитулировать и принять новые правила игры. Переход был осуществлен 03.09.1967 года. В историю этот день вошел под названием «День «H»».

 

Некоторые другие страны совершали переходы на правостороннее или наоборот на левостороннее движение по тем же причинам, в основном из-за неудобств общения с соседними странами.

 

Но когда и как зародились традиции передвигаться по дороге именно так, как это делают сейчас люди. Все началось во времена пеших путешественников и колесниц. Причин, теорий и реальных предпосылок для этого существует много. От предположения о том, что люди на дороге при разъезде с вельможами на лошадях прижимались влево, дабы не попасть под удар кнута, до чисто физиологических предпосылок, связанных с тем, что большинство людей правши и даже политических причин.

Правши правят миром. Теория правой руки гласит о том, что правостороннее движение появилось из-за того, что правшам было удобнее управлять правой рукой, бить хлыстом было безопаснее при движении по правой стороне дороги. Да и крестьяне всегда прижимались влево от несущегося экипажа или человека на коне, чтобы тем было сложнее ударить их хлыстом, в случае чего. По той же причине рыцарские турниры проводились по правилам правостороннего движения.

 

Во многих странах правостороннее движение сложилось стихийно и в итоге было закреплено в законодательстве. В Российской Империи при Елизавете I, правостороннее движение было официально узаконено. Однако и ранее в России при встречном разъезде двух конных экипажей они прижимались к правой стороне дороги.

 

В Англии, чуть позже, был принят свой закон «Дорожный акт», с которым вводился свой вид движения- левостороннее. Вслед за владычицей морей левшами на дороги стали все ее колонии и подвластные им земли. Великобритания серьезнейшим образом повлияла на популяризацию левостороннего движения.

 

На саму Англию в древности вероятно повлияла Древнеримская Империя. После завоевания Туманного Альбиона, римляне, у которых было принято ездить по левой стороне дороги, распространили эту традицию на завоеванной территории.

 

Распространение правостороннего движения исторически приписывают Наполеону и его военной экспансии в Европе. Сыграл свою роль политический фактор. Поддерживавшие Императора Франции страны: Германия, Италия, Польша, Испания, Голландия, Швейцария, начали ездить по правой стороне дороги. Те страны, которые были их политическими оппонентами, Англия, Австро-Венгрия, Португалия, остались на левой стороне.

 

Также политический фактор сыграл свою роль в случае с недавно появившимися независимыми Соединенными Штатами Америки. После получения независимости от Великобритании американцы поспешили перейти на правостороннее движение, чтобы ничто не напоминало о прошлом.

 

Тоже самое проделали в Корее, после окончания японской оккупации в 1946 году.

 

Кстати о Японии. С этим островным государством тоже не все так просто. Существует две теории о том, как японцы стали ездить слева. Первая, историческая: самураи крепили ножны и мечи по левую сторону, поэтому при движении, чтобы не задевать случайных прохожих они передвигались по левой стороне дороги. Вторая теория, политическая: якобы в 1859 году посол Великобритании убедил власти Токио принять левостороннее движение.

 

Вот такие исторически факты поведали нам интересную историю об истоках разного движения на дорогах мира.

1gai.ru

Левостороннее движение - это... Что такое Левостороннее движение?

Левостороннее движение

     Правостороннее движение      Левостороннее движение

Ещё в древности выяснилось, что соглашение о том, по какой стороне дороги ездить — левой или правой — сильно сокращает количество лобовых столкновений и заторов.

У автомобилей водительское место должно находиться со стороны встречного потока — слева в странах с правосторонним движением и справа в странах с левосторонним.

На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 по левой[1]. 28 % всех дорог левосторонние и 72 % — правосторонние[2].

Предпосылки

Большинство людей — правши. В зависимости от метода езды, для правшей бывает предпочтительнее как правая, так и левая сторона. А именно[3]:

Ходьба пешком — правостороннее. По-видимому, большинство людей (невооружённых) при ходьбе придерживаются правой стороны.

Вести лошадь, тащить тележку — правостороннее. В этом случае человеку удобнее находиться со стороны встречного потока, чем на обочине — с одной стороны, это позволяет избежать столкновения, с другой — остановиться и поговорить со встречным.

Рыцарский турнир — правостороннее. Щит находится на левой стороне, копьё положено через спину коня. Впрочем, рыцарский турнир — это игра, далёкая от реальных транспортных задач.

Езда в одноместном экипаже или экипаже с вынесенным вперёд сиденьем кучера — правостороннее. Чтобы разъехаться, нужно потянуть вожжи более сильной правой рукой.

Езда с форейтором — правостороннее. Форейтор (кучер, управляющий упряжкой, сидя на одной из лошадей) всегда сидит на левой лошади — это облегчает посадку-слезание, и позволяет управлять правой рукой.

Езда верхом — левостороннее. «Боевая» правая рука находится на ударной позиции по отношению к встречному всаднику. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны удобнее, так как в этом случае меч меньше мешает.

Езда в многоместном экипаже — левостороннее. Находясь на правой стороне, кучер не заденет пассажира хлыстом. Для экстренного разъезда можно ударить коней по правой стороне.

Большинство историков рассматривают только методы разъезда воинов, что не совсем верно — ни в одной стране воины не были большинством. Поэтому воины могли разъезжаться, например, по левой стороне, в то время как народ при разъезде придерживался правой стороны.

На Красной площади 9 мая два открытых автомобиля ЗИЛ ездят в левостороннем движении.

История

По какой стороне ездили в древней Греции, Ассирии и т. д., достоверно неизвестно (как сказано выше, правила разъезда воинов не являются решающим аргументом). Существуют лишь доказательства того, что римляне ездили по левой стороне[4][3]. Около 1998 года в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня, в которой левая (от каменоломни) колея была разбита намного сильнее. Также на одном из выпусков римского денария, датированного 50 г до н. э. — 50 г н. э., изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне[3].

После того, как перестали ездить по дорогам с оружием и подозревать в каждом врага, на дорогах стихийно стало складываться правостороннее движение, что было главным образом связано с физиологией человека, существенной разницей по силе и ловкости разных рук в приёмах управления тяжёлыми конными экипажами, запряженными несколькими лошадьми. Сказалась особенность человека, что большинство людей правши. При разъезде на узкой дороге легче было направлять экипаж вправо на обочину или край дороги, натягивая правой, то есть самой сильной рукой, вожжи, придерживая лошадей. Вероятно, именно по этой простой причине и возникла сначала традиция, а потом и норма разъезда на дорогах. Это норма в конце концов закрепилась как норма правостороннего движения.

В России еще в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении на улицах российских городов правостороннего движения для карет и извозчиков.

На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение. Такое же левостороннее движение было принято и на железной дороге. В 1830 г. на первой железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль движение было левосторонним.

Есть и другая теория появления изначально левостороннего движения. Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучеры сидели наверху. Так вот, когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Именно поэтому конные экипажи чаще ехали слева.

Великобританию считают главной «виновницей» «левизны», которая затем повлияла на многие страны мира. По одной версии, такой же порядок на своих дорогах она привнесла из морских правил, т.е на море встречное судно пропускало другое, которое приближалось справа.

Влияние Великобритании сказалось на порядке движения в её колониях, поэтому, в частности, в таких странах, как Индия, Пакистан, Австралия, было принято левостороннее движение транспортных средств. В 1859 г. посол королевы Виктории сэр Р. Алкок убедил власти Токио также принять левостороннее движение.

Правостороннее движение часто связывают с Францией, с её влиянием на многие другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держаться правой стороны, дабы всякий, повстречавший французскую армию, уступал ей дорогу. Дальше такой порядок движения, как это ни странно, был связан с большой политикой в начале XIX столетия. Те, кто поддерживал Наполеона — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания. С другой стороны те, кто противостоял наполеоновской армии: Британия, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Влияние Франции было так велико, что повлияло на многие страны Европы, и они перешли на правостороннее движение. Однако в Англии, в Португалии, Швеции и некоторых других странах движение осталось левосторонним. В Австрии сложилось вообще любопытное положение. В части провинций движение было левосторонним, а по другим правосторонним. И лишь после аншлюса в 1930-х годах Германией, вся страна перешла на правостороннее.

Вначале левостороннее движение было и в США. Но к концу XVIII века произошёл постепенный переход на правостороннее движение. Считается, что «убедил» американцев перейти на правостороннее движение француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёс значительный вклад в борьбу за независимость от британской короны. В то же время в ряде провинций Канады вплоть до 20-х годов двадцатого столетия сохранялось левостороннее движение.

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но они перешли на новые правила. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии (раньше входила в Австро-Венгерскую империю) левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась еще в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

После появления автомобилей в Европе творилась настоящая чехарда. Большая часть стран ездила по правой стороне — этот обычай был навязан еще со времен Наполеона. Однако в Англии, Швеции и даже одной части Австро-Венгрии царило левостороннее движение. А в Италии в разных городах вообще были разные правила!

Что касается расположения руля, то он на первых машинах в большинстве случаев находился с «неправильной» для нас правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть.

Первым массовым автомобилем с «правильным» рулём был Ford T.

Страны, изменившие движение

В разное время во многих странах было принято левостороннее движение, но из-за неудобств, связанных с тем, что соседи этих стран имели правостороннее движение, перешли на правостороннее движение. Самым известным в истории стал День H в Швеции, когда страна перешла с левостороннего движения на правостороннее.

Также сменили левый руль на правый бывшие британские колонии в Африке Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана из-за соседства со странами — бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение. И наоборот бывшая португальская колония Мозамбик сменила правый руль на левый, из-за соседства с бывшими британскими колониями. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

Страны с левосторонним движением

Смена стороны на границе

На границах стран с различными направлениями движения строятся автомобильные развязки, иногда довольно внушительные.

  • Пункт смены направления движения на границе Лаос-Таиланд [5]

Особые случаи

Первые автомобили

На автомобилях, выпускавшихся в начале XX века, расположение руля ещё не определилось окончательно: часто место водителя делали со стороны тротуара (т. е. делали правый руль при правостороннем движении и левый при левостороннем). В дальнейшем стандартом стало расположение руля со стороны, противоположной тротуару — это обеспечивает лучший обзор при обгоне; кроме того, при использовании автомобиля в качестве такси это делает посадку и высадку пассажира более удобной и безопасной.

Почтовые автомобили

Автомобили для выемки почты часто делают с «неправильным» расположением руля (например, в СССР выпускался такой фургон ИЖ). Это делается для удобства водителя, который теперь может выходить сразу на тротуар и не подвергается лишней опасности.

Багамские острова

Исторически сложилось так, что на Багамах левостороннее движение, но большинство машин ездят по островам с левым рулём из-за близости США, откуда постоянно ввозятся такие машины.

Россия — Восток

В России на Востоке сложилась противоположная ситуация. Большинство машин ездят с правым рулём при правостороннем движении из-за близости к Японии, откуда эти машины ввозятся.

Различие в конструкции автомобилей

Основное отличие, конечно же — расположение водительского места. Но не единственное.

Присущее леворульным машинам расположение педалей «сцепление — тормоз — газ» стало стандартом. Тем не менее, до войны положение педалей на праворульных машинах варьировалось. До вторжения Гитлера Чехословакия имела левостороннее движение, и на старых чешских машинах педали располагались «сцепление — газ — тормоз».

Рычаг переключения передач всегда расположен на центральной консоли автомобиля (люди, пересаживающиеся с леворульной машины на праворульную, основной трудностью считают переключение левой рукой). Порядок передач не различается — и на леворульных, и на праворульных машинах низшие передачи находятся слева.

Указатель поворотов обычно находится слева (за исключением австралийских, японских и старых британских автомобилей). Кроме того, приборы в салоне обычно рассчитаны на удобный доступ со стороны водителя. Например, в праворульных машинах катушка громкости на магнитоле расположена справа, а в леворульных — слева.

Расположение бензобака не связано со стороной движения — он может быть с любой стороны. Это сделано для равномерного заполнения очередей на заправочных станциях.

Независимо от положения водительского места, фары регулируют так, чтобы свет был направлен немного в сторону обочины — чтобы освещать пешеходов и не слепить встречных водителей.

Впрочем, Венская конвенция по дорожному движению говорит, что временно въезжающий в страну автомобиль должен соответствовать техническим нормам той страны, в которой он зарегистрирован.

Прочие виды транспорта

Самолёты

По ряду причин (несовершенные системы зажигания и карбюраторы, которые часто были причиной остановки двигателя, жёсткие ограничения по массе) самолёты времён Первой мировой войны имели исключительно ротационные двигатели — звезда двигателя вращается вместе с винтом, а топливно-масляная смесь подаётся через полый неподвижный коленвал. В таких двигателях тяжёлый картер играл роль маховика. Винт, как правило, применялся правый, вращавшийся по часовой стрелке. Из-за большой массы двигателя возникал обратный крутящий момент, стремящийся создать самолёту левый крен, поэтому повороты налево выполнялись более энергично. В силу этого многие авиационные манёвры были основаны на левых поворотах — отсюда левое сиденье пилота.

С совершенствованием систем зажигания ротационные двигатели уступили место двухрядным и звездообразным, у которых обратный крутящий момент во много раз меньше. Лётчики (уже мирные) ориентировались по имеющимся дорогам (а в пустынной местности, где дорог нет, проводили борозды). Когда самолётам (с устоявшимся левым сиденьем), летящим вдоль дороги навстречу друг другу, требовалось разминуться, лётчики отдавали вправо — отсюда правостороннее движение с левым сиденьем главного пилота.

Есть ещё одна причина, связанная с анатомией: ручку управления пилот держит правой рукой перед собой на уровне груди, левая рука — ниже, примерно на уровне подлокотника, осуществляет управление двигателем при помощи РУД. При такой позе смотреть вниз удобнее с левой стороны, так как выставленная перед собой правая рука мешает наклоняться вправо.

Вертолёты и суда

Практически везде (кроме внутренних рек) применяется левостороннее движение с правым сиденьем. Это позволяет видеть движение по правому борту (которое надо пропускать).

Сиденье главного пилота на единственном серийном конвертоплане V-22 Osprey справа, «по-вертолётному».

Железная дорога и метро

Пионером железнодорожного транспорта является Великобритания, навязавшая многим странам (Франция, Израиль, Россия) левостороннее железнодорожное движение. Позднее Россия перешла на правостороннее, но и сейчас часть старых российских линий левосторонние. В Германии же железнодорожное движение исторически правостороннее. Поэтому в Эльзасе-Лотарингии (до Первой мировой войны принадлежавших Германии) поезда до сих пор ездят по правой стороне.

Евротоннель состоит из двух железнодорожных туннелей и одного сервисного. Движение поездов левостороннее.[6]

Сиденье машиниста (на правосторонних линиях) справа, это позволяет лучше видеть сигнализацию и посадку пассажиров; помощник машиниста сидит слева.

На советских и российских поездах метро, начиная с 81-717/714, место машиниста в центре.

Часто встречаются левосторонние трамвайные линии — для того, чтобы обычные трамваи с правыми дверьми могли ходить на линиях с островными платформами. Например, в Волгоградском метротраме.

Также в метро часто применяется левостороннее движение в дополнение к правостороннему, когда поезда идут в одну сторону по обеим сторонам станции для обеспечения кроссплатформенных пересадок.

Нередким бывает левостороннее движение эскалаторов с целью уменьшить взаимопересечение людских потоков, или для удобства организации верхнего вестибюля.

Примечания

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

происхождение, особенности, интересные факты. Страны мира с левосторонним движением :: SYL.ru

Автомобильное движение в России левостороннее или правостороннее? Ответить на этот вопрос весьма просто. А вот как насчет других государств? Как ездят на дорогах Африки, Британии или далекой Австралии?

География феномена: страны с левосторонним движением

Происхождение того или иного географического феномена (казуса) можно объяснить, исходя из исторических особенностей, черт национального менталитета или же случайных факторов. Так, все страны мира делятся на две группы: государства, в которых ездят по правой стороне, и те, в которых принято левостороннее движение. Первых значительно больше, так как среди населения земного шара преобладают правши. Для таких людей правостороннее движение намного естественней. Но далеко не все страны и народы пошли "по течению", приняв левостороннее движение.

В каких странах планеты оно распространено? По левой стороне ездят транспортные средства в 47 государствах нашей планеты (или около 34 % населения Земли). В основном эти страны сконцентрированы в Океании, Юго-Восточной Азии и Южной Африке.

Самым известным примером государства, где принято левостороннее движение, является Великобритания. В этой стране оно было официально узаконено еще в 1756 году. Другие известные примеры - это Австралия, Индия, Ямайка, Индонезия, Япония, Таиланд, ЮАР. Больше всего таких государств в Азии (17). В Европе только в трех странах ездят по левой стороне дороги: в Великобритании, соседней Ирландии, а также на Мальте.

Все страны, в которых принято левостороннее движение, отмечены на карте ниже зеленым цветом.

Почему так? Гипотезы возникновения левостороннего движения

Левостороннее движение возникло в Британии. Есть две основных версии, почему же англичане решили ездить по левой стороне:

  • морская;
  • рыцарская.

Всем известно, что Британия - морская держава. Традиции и правила открытого океана очень прочно вошли в обыденную жизнь англичан. Согласно старинным правилам, британские суда должны были обходить друг друга исключительно слева. Предполагается, что позже это правило перекочевало и на сушу.

Вторую гипотезу можно считать скорее легендарной. По левой стороне дороги предпочитали ездить рыцари средневековой Англии: так им якобы было удобнее здороваться с другими наездниками, проезжающими мимо, либо же встречать врага с оружием в руке.

В XVIII-XIX веках традиция левостороннего движения распространилась также и в других странах мира. Почти все они так или иначе были связаны с Британией: были её колониями (как Австралия), либо дружили с ней (как, например, Япония).

Государства, которые изменили движение

Существует немало примеров, когда страны изменяли схему своего транспортного движения. Это случалось по разным причинам: по политическим, географическим или вполне прагматичным.

Самым знаковым примером перехода на противоположную систему движения в Европе можно считать Швецию, которая решилась на этот шаг в 1967 году. Этот день (3 сентября) вошел в историю государства под названием День Н. Причина была чисто географической: все соседние со Швецией страны были правосторонними, что создавало массу проблем при пересечении границы. Кстати, на границах стран с разными направлениями движения на дорогах строятся специальные и внушительные транспортные развязки. Такие существуют между Таиландом и Лаосом, Бразилией и Гайяной, Китаем и Гонконгом.

Некоторые государства переходили на другую схему движения исключительно по принципу "насолить вчерашним оккупантам". Так поступила Корея в 1946 году, освободившись из-под японской оккупации. Также сделали США в 1776, провозгласив свою независимость от Британии.

Есть в мире и такие примеры, когда страны переходили с правостороннего движения на левостороннее. Таковым является островное государство Самоа. Причина этого шага вполне прагматична: страна была перенасыщена подержанными автомобилями из Австралии, в которых руль был с правой стороны. Решение о переходе на левостороннее движение в Самоа было принято в 2009 году.

Что касается России, то здесь изначально укоренилось правостороннее транспортное движение. Правда, на Дальнем Востоке во многих машинах руль расположен с правой стороны. Все дело в том, что здесь очень много подержанных автомобилей, которые прибыли из Японии (где, как известно, принята левосторонняя схема транспортного движения).

В заключение

Исследователи до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос о том, как возникло левостороннее движение.

В каких странах мира оно распространено? Здесь все просто. В первую очередь это Великобритания, а также еще 46 государств. Почти все они в большей или меньшей степени были связаны с бывшей империей исторически, а потому и привнесли в свою жизнь эту необычную "привычку".

www.syl.ru

Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение — Википедия

Центр Стокгольма в День «H» Двуцветные перчатки, выпущенные в честь перехода

Переход Швеции на правостороннее автомобильное движение или День «H» (швед. Dagen H, где буква H обозначает швед. Högertrafik «правостороннее движение») — дата перехода Швеции с левостороннего на правостороннее автомобильное движение 3 сентября 1967 года.

Ещё 10 февраля 1718 года правостороннее движение было официально введено в Швеции королём Карлом XII, но уже 12 декабря 1734 года это постановление было отменено, а 24 мая 1868 года согласно закону нельзя было однозначно выделить ни левостороннее, ни правостороннее движение, что в то время не имело большого значения из-за низкой интенсивности дорожного движения (конные повозки и экипажи легко находили способ разъехаться)[1].

К середине XX века Швеция оставалась последней страной в континентальной Европе, использовавшей левостороннее движение. Соседние скандинавские страны (Дания и Норвегия), а также Финляндия пользовались правосторонним движением, что создавало массу неудобств при пересечении границы, особенно на протяжённой и не всегда обозначенной в сельской местности границе с Норвегией. К тому же бо́льшая часть используемых в стране автомобилей (даже шведского производства) была оборудована левым рулём: сначала американцы не хотели делать особенных машин для такого маленького рынка, как Швеция, и продавали леворульные машины под предлогом «хорошо видной обочины», затем в дело пошёл консерватизм[2][нет в источнике].

Сторонники перехода на правостороннее движение, поддерживаемые рядом экспертов, считали, что это приведёт к снижению аварийности на дорогах. В частности, использование левого руля при правостороннем движении даёт водителю лучший обзор встречной полосы движения и должно способствовать уменьшению лобовых столкновений. Это также было связано с несчастными случаями, которые непропорционально часто происходили на длинной границе Швеции с Норвегией и Финляндией, там, где друг с другом пересекались лево- и правостороннее движения.

Торопиться приходилось и потому, что на большинстве автомобилей того времени стояли типовые дешёвые круглые фары. В Европе началась тенденция к переходу на прямоугольные блок-фары, специфичные для той или иной марки и значительно более дорогие — так что каждый упущенный год превратился бы в дополнительные затраты.

На референдуме 1955 года по вопросу смены стороны движения 85 % участников высказались против. Тем не менее, в 1963 году шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission), которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости[3].

Была проделана огромная работа: необходимо было установить новые дорожные знаки и светофоры на другой стороне дороги, провести переконфигурацию многих перекрёстков, на улицах с односторонним движением перенести на другую сторону автобусные остановки; все автомобили должны были произвести соответствующую регулировку фар. На новых фарах стояла наклейка: «Отклеить 3 сентября 1967 года». Одновременно была подготовлена новая дорожная разметка белого цвета вместо использовавшейся ранее жёлтой, чтобы соответствовать европейским стандартам[1].

Отдельную проблему представлял собой общественный транспорт: шведские автобусы имели правый руль и двери слева. В процессе подготовки к смене стороны движения 8000 автобусов за казённые деньги снабдили дверями с правой стороны, в дополнение к левым. Часть парков (например, Гётеборг) закупила новые автобусы, передав праворульные Пакистану.

Большое внимание уделялось и информации для населения. Был выпущен специальный 30-страничный информационный буклет, разработан и широко растиражирован (вплоть до рисунков на женском нижнем белье) специальный логотип. Раздавали двухцветные водительские перчатки: левая красная, правая зелёная. По радио транслировалась информационная песня «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson»).

День «H» был назначен на 5:00 в воскресенье 3 сентября 1967 года. В этот день с 1 часа ночи до 6 утра было запрещено движение личного автотранспорта (работали экстренные службы, коммерческие перевозчики; разрешались велосипеды). В крупных городах запрет был дольше: например, в Стокгольме — с 10 утра субботы до 15 часов в воскресенье. За время запрета рабочие включили правые светофоры, расчехлили новые знаки общеевропейского образца. Из-за нехватки рабочих рук к работам пришлось подключить солдат.

В День H в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

В целом переход на правостороннее движение прошёл спокойно. В первые два дня не было зарегистрировано ни одного смертельного ДТП — как выразилась газета «Тайм», «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». В первые месяцы после Дня «H» наблюдалось значительное снижение уровня аварийности. Однако оценить влияние перехода на количество происшествий на дороге сложно: освоившись с новыми правилами движения, водители стали менее внимательны, и число происшествий вновь начало расти.

Несмотря на то, что всё автомобильное движение было сделано правосторонним, метро и железная дорога не перешли на новую систему и используют левостороннее движение по сей день, за исключением трамвая. После дня H большинство трамвайных линий было разобрано или заброшено. Сеть сохранилась лишь в Норрчёпинге, Гётеборге и на трёх пригородных линиях в Стокгольмской области. Если у Гётеборга было достаточно средств на адаптацию трамвая под правостороннее движение, то в Стокгольме смогли лишь заказать новые автобусы, поскольку на оставшихся линиях ходили двунаправленные трамваи, где двери были с обеих сторон. Тем не менее, метро заменило большую часть трамвайных линий в Стокгольме, это решение было принято задолго до дня H.

В 1968 году, воодушевившись примером Швеции, Исландия провела аналогичную операцию под тем же названием.

ru.wikipedia.org

Ответы Mail.ru: В Москве правостороннее движение?

Правостороннее

В Москве левостороннее движение!

левостороннее, в Англии, Австралии и в Японии правостороннее.

я угораю от твоей простоты. ты в европе!

Правостороннее, конечно! Как и во всей России, и во всей континентальной Европе! Это руль при этом слева! :)))

когда как, бывает по разному :-)))))

Центральное"!-и не ошибешся

правостороннее пока)

в Москве покуйстороннее движение. главный знак - уступи дорогу))

touch.otvet.mail.ru


Смотрите также