Управление транспортным средством


Управление транспортным средством — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 ноября 2019; проверки требуют 3 правки.

Управление транспортным средством или вождение — процесс контролирования движения транспортного средства, такого как автомобиль, мотоцикл, автобус и т. д. с помощью органов управления в нём.

Подъём на гору Вашингтон, 1899

Первое в мире автомобильное путешествие было совершено в августе 1888 года, когда жена Карла Бенца Берта захотела навестить своих знакомых, которые жили в 106 километрах от города Мангейма (в котором жили Карл и Берта) — в Пфорцхайме. Дорога, по которой они ехали, стала мемориальной.

В 1899 году Ф. Стэнли и его жена Флора поехали на автомобиле «Стэнли Пайер» на вершину горы Вашингтон для рекламы своего автомобиля. Они преодолели расстояние в 12 км за 2 часа.

В 1909 году Элис Рэмси стала первой женщиной, которая пересекла Соединённые Штаты.

Управление бывает:

  • Опасным. Это самый распространённый вид управления. В Правилах дорожного движения штраф за него предусмотрен в:
  • Безопасным. Принципы безопасного управления:
    • Плавный старт и плавный тормоз
    • Контролировать скорость
    • Быть готовым к любым действиям водителей
    • Заблаговременно уведомлять других участников движения о намерении,выполнить маневр(поворот, разворот, перестроение, остановка)
    • Быть бдительным, внимательным,спокойным
    • Соблюдать дистанцию и интервал
    • Снижать скорость перед пешеходным переходом и на ж/д переездах.

Правила безопасного вождения предусмотрены в США.

  • Рассеянным. По данным Министерства транспорта Соединённых Штатов, при рассеянном управлении создаётся риск столкновения в 23 раза выше, чем при безопасном. Также в США среди водителей был приведен опрос, который показал, что:
  • 86% отвлекались во время управления
  • 37% отправляли сообщения во время управления
    • из них 18% сообщили, что привыкли делать это часто
  • 36% использовали карту для ориентирования
  • 20% причёсывали волосы во время управления
  • 14% водителей наносили макияж во время управления
  • 24% просматривали Интернет во время управления.

В большинстве стран в автошколах проводятся экзамены по вождению — сначала в помещении (используя виртуальную реальность),на закрытой специально оборудованной площадке(автодром), затем — по экзаменнационным маршрутам в черте города и с 02.01.2020 на автомагистралях с автоинструктором. В России на автомобиле экзаменуемого должен быть опознавательный знак с буквой «У», дополнительные объемные зеркала заднего вида для автоинструктора, дублирующие педали управления для автоинструктора(сцепление,тормоз)Автомобиль должен быть зарегистрирован как учебный.

ru.wikipedia.org

Разъяснение ВС РФ кто считается водителем, что является транспортным средством и что не является управлением транспортным средством

Кто такой водитель? Является ли водителем управляющий буксируемым транспортным средством?

В данной статье цитируем постановление пленума Верховного суда РФ № 20 от 25.06.2019 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

1. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), следует учитывать, что водителем признается не только лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами, но и иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств либо лишенное такого права. К водителю приравнивается лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды.
Необходимо также иметь в виду, что водителем признается лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего (пункт 20.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - ПДД РФ).
Кроме того, в силу положений пунктов 1.2, 25.6 ПДД РФ водителем является погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо, а также водитель гужевой повозки (саней).

Почему важно понимать, кто такой водитель транспортного средства с т.з. ПДД

Вопрос, в каком случае человек является водителем, а в каком – нет, не праздный. К примеру, если человек после употребления спиртного решает переместить мотоцикл, ведя его рядом с собой , не заводя двигатель, попадает в руки сотрудников ГИБДД – является ли он водителем? Если да, то его ждет лишение прав за пьяную езду. Если нет – претензий к нему по поводу управления в нетрезвом состоянии быть не должно.
В этом плане очень полезен данный пункт постановления Верховного суда РФ, разъясняющий, кого нужно считать водителем, а кого нет. В частности, если в кабине буксируемого транспортного средства на жесткой сцепке находится человек, его нельзя считать водителем.

С этим понятно, теперь поговорим о том, что такое транспортное средство с точки зрения ПДД.

Что понимается в ПДД под транспортными средствами. Являются ли транспортными средствами электросамокаты, скутеры, гироскутеры и т.п.?

2. Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:

  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,
  • подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,
  • трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,
  • транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).
    При этом понятие транспортного средства, закрепленное в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, расширительному толкованию не подлежит. Вместе с тем в предусмотренных отдельными статьями главы 12 КоАП РФ случаях устанавливается административная ответственность и лиц, управляющих иными средствами передвижения (в частности, велосипедами, гужевыми повозками), при нарушении такими лицами ПДД РФ (например, части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ).

Аналогично предыдущему пункту, предположим, выпивший человек управляет каким-нибудь электросамокатом. Если с точки зрения ПДД электросамокат является транспортным средством, такого водителя ждет наказание за езду в пьяном виде. Если же нет – пожалуйста, катайтесь на здоровье. Никто же не призывает лишить прав человека, который сел за руль велосипеда подшофе.
Как видно из приведенного текста постановления Верховного суда РФ, транспортным средством может являться или средство передвижения, подлежащее регистрации в ГИБДД, или транспортное средство, требующее для управления специальных прав. То есть разнообразные гироскутеры, моноколеса, электросамокаты и электровелосипеды не являются транспортным средством в смысле ПДД РФ.

Является ли управлением транспортным средством толкание автомобиля, ведение рядом с собой мотоцикла или мопеда?

При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством.

Как видно из разъяснения Верховного суда РФ, управление транспортным средством – это воздействие на рычаги и педали управления для осуществления движения.

Если вы сели за руль автомобиля, и, не запуская двигатель, катитесь с горки, управляя движением рулевым колесом – это управление транспортным средством.
Если же вы разогнали автомобиль, он покатился с горки, а Вы запрыгнули в открытый багажник – это не управление транспортным средством.

Также явно указано, что ведение мотоцикла рядом с собой – не может считаться управлением транспортным средством.

voprosov-net.ru

Ввести понятие «Управление транспортным средством (ТС)» в Правила дорожного движения (ПДД)

Ответственность, предусмотренная почти всеми статьями главы 12 КоАП РФ, связана с нарушениями в связи с управлением транспортным средством, однако само понятие "управление" отсутствует. Необходимо именно движение транспортного средства под управлением водителя для наступления события правонарушения. Если транспортное средство неподвижно, необходимость в регулировании общественных отношений путем привлечения к административной ответственности отсутствует ввиду неопасности деяния.
Однако, нередка практика подмены понятия "управления" к простому нахождению лица на водительском кресле с запущенным двигателем либо без такового. Типичный пример: привлечение лица, находящегося внутри транспортного средства, к административной ответственности по ст.12.8 КоАП РФ за управление в состоянии алкогольного опьянения при отсутствии движения транспортного средства только лишь на основании нахождения водителя в состоянии алкогольной опьянения в неподвижном транспортном средстве.
Для того, чтобы привести такие случаи к полному отсутствию состава административного правонарушения необходимо ввести понятие "управление транспортным средством" в ПДД.
Это не коснется остальных статей, так как в их большинстве подразумевается движение транспортного средства для наступления административной ответственности.


Практический результат

Совершенствование административного законодательства.
Исключение возможности привлечения к административной ответственности по некоторым статьям при отсутствии движения ТС.

Ввести в п.1.2 ПДД понятие "Управление транспортным средством".
Определить его следующим образом: управление транспортным средством - воздействие водителем на рычаги, педали, переключатели либо другие системы транспортного средства, приводящее к изменению его положения относительно первоначального.
То есть явно указать, что управление транспортным средство невозможно, если транспортное средство находится в неподвижном состоянии.

www.roi.ru

Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика

Содержание публикации:

  • Определение понятия "водитель" в законодательстве РФ
  • Верховный Суд РФ о том, кто признается водителем

Определение понятия "водитель" в законодательстве РФ

Законодательство РФ содержит следующие нормы права, содержащие определение понятия "водитель".

Водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) "О безопасности дорожного движения").

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (в ред. от 18.12.2018) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Исходя из приведенных норм права, водителем является:

  • лицо, управляющее транспортным средством (механическим или немеханическим), будь то автомобиль, мотоцикл, трамвай, троллейбус, трактор, гужевая повозка, мопед или велосипед;
  • лицо, обучающее управлению транспортным средством;
  • погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделах 24 и 25 ПДД, они касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Верховный Суд РФ о том, кто признается водителем

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ", при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ водителем признается:

  • управляющее транспортным средством лицо, получившее в установленном законом порядке право управления транспортными средствами;
  • иное лицо, управляющее транспортным средством, в том числе не имеющее права управления всеми или отдельными категориями (подкатегориями) транспортных средств;
  • управляющее транспортным средством лицо, лишенное права управления транспортными средствами
  • лицо, обучающее вождению, при осуществлении учебной езды;
  • лицо, находящееся за рулем буксируемого транспортного средства, за исключением случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего;
  • погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо
  • водитель гужевой повозки (саней).

Рекомендуемые публикации:

Транспортное средство - это .. Определение понятия, категории, виды

Управление транспортным средством – это .. Понятие, судебная практика

Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия

logos-pravo.ru

Лишение права управления транспортными средствами — Википедия

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Лишение права управления транспортными средствами — это вид наказания, применяемый в Российской Федерации в рамках уголовного и административного законодательства. В Уголовном кодексе РФ лишение права управления ТС предусмотрено в ст.47 УК РФ[1]. Но чаще всего этот вид наказания применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ[2], в частности, за управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения, оставление места ДТП, превышение скорости и некоторые другие нарушения Правил дорожного движения. В настоящее время КоАП РФ предусматривает лишение права управления ТС по 29 составам[3] административных нарушений.

В СССР изначально лишение прав было введено[4] 24 мая 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте», которое предусматривало лишение прав на срок до 1 года за управление транспортом в нетрезвом состоянии. В настоящее время наказание за такое нарушение в России варьируется от полутора до трёх лет лишения прав.
Впоследствии, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1968 года «Об усилении административной ответственности за нарушение правил дорожного движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами» ответственность была резко расширена: лишать прав стали за 2 и более грубых нарушений ПДД в течение года, за ДТП, совершенное в результате грубого нарушения ПДД и за нелегальную работу таксистом — то есть использование автомобиля в целях наживы. Одновременно была усилена и ответственность за повторное управление транспортом в состоянии опьянения.

Следует учитывать, что лишение права управления транспортными средствами предусматривает, что гражданин, в отношении которого применено такое наказание, теряет именно само право управления, а не документ под названием «водительское удостоверение», которое изымают лишь для обеспечения исполнения наказания. Осуждённый в течение срока наказания не имеет права управления не только автомобилем, а любыми транспортными средствами, кроме ЖД транспорта. В том числе, он не может управлять снегоходами, тракторами, самолётами, кораблями и любыми другими транспортными средствами, для управления которыми требуется специальное разрешение. Если же разрешение не требуется, как например, для управления велосипедами, то осуждённый может ими управлять без ограничений.

По состоянию на 2015 год в КоАП РФ предусмотрено 29 составов административных правонарушений, за совершение которых применяется наказание в виде лишения права управления транспортными средствами. Посмотреть конкретные составы правонарушений можно в Главе 12 КоАП РФ, но в общем виде все правонарушения подразделяются на следующие основные подвиды:

  • за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или иного опьянения отказ от прохождения мед. освидетельствования;
  • осуществление выезда на встречную полосу движения;
  • нарушение правил перевозки опасных грузов;
  • нарушение правил перевозки организованной группы детей;
  • завершение маневра «обгон» с пересечением «сплошной» линии;
  • несоблюдение дорожных знаков;
  • нарушение правил эксплуатации транспортных средств.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет (ст. 3.8. КоАП РФ).

Однако важно помнить, что максимальный срок лишения прав за многократные нарушения ПДД не установлен, поэтому суды могут лишать водителей прав более чем на 10-20 лет.

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания РФ находится законопроект о досрочном возврате прав [5]. Данным законопроектом предусматривается возможность любых граждан, лишенных водительских прав на возврат своих водительских удостоверений досрочно. Однако для осуществления возврата прав необходимо соблюдение следующих основных условий:

  • Суд должен признать, что нарушитель больше не нуждается в лишении прав, при этом учесть его примерное поведение и медицинское заключение (для тех, кто лишился удостоверения за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии).
  • Чтобы воспользоваться досрочным освобождением от наказания, должно пройти не менее половины указанного срока. То есть, в случае лишения прав на год, для их досрочного возврата должно пройти полгода.

УДО также может быть аннулировано, если водитель совершит повторное нарушение, за которое предписано наказание в виде лишения прав. В данном случае, придется дождаться окончания предыдущего срока лишения и только после этого вступит в силу новое наказание.

Для того, чтобы сократить срок лишения водительских прав, будет введена отдельная статья в КоАП РФ с номером 4.9 «Условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения специального права или дисквалификации».

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, поданной лицом, привлеченным к административной ответственности, либо его представителем, защитником, а также протеста прокурора решение о лишении водительских прав может быть отменено вышестоящим судом при наличии оснований, установленных ст.ст. 24.5, 30.17 КоАП РФ, производство по делу прекращено, а право на управление транспортными средствами восстановлено.

Так, согласно обзору правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации за первое полугодие 2017 года по 10 делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.8 КоАП РФ, решения судов о лишении водительских прав отменялись в связи с недоказанностью обстоятельств совершения административного правонарушения, отсутствием состава административного правонарушения, в таких случаях, когда в материалах дела отсутствовал акт медицинского освидетельствования, недостаточной концентрацией абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, в связи с неправильной квалификацией действий водителя и в других случаях[6].

ru.wikipedia.org

Как понимать фразу "лицо не имело права управлять транспортным средством"?

На этот вопрос в очередном Обзоре судебной практики отвечал Верховный Суд РФ:

Вопрос 26: Как следует понимать фразу "лицо не имело права управлять транспортным средством" применительно к ст. 14 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"?

Ответ: В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу (страхователю, иному лицу, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования) в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред.

Согласно ст. ст. 25, 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. (в редакции от 22 августа 2004 г.) "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортным средством предоставляется гражданам, достигшим определенного возраста, после соответствующей подготовки и сдачи квалификационных экзаменов и подтверждается водительским удостоверением.

Учитывая изложенное, под фразой "лицо не имело права управлять транспортным средством" следует понимать отсутствие у лица водительского удостоверения в связи с тем, что данное лицо не прошло соответствующую подготовку и не сдало квалификационный экзамен. Кроме того, к лицам, не имеющим право на управление транспортным средством, приравниваются лица, управляющие автомобилем не той категории, на которую они имеют право управления, а также лица, лишенные такого права вследствие совершения ими правонарушения ("Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года", утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.опубликован в "Бюллетене Верховного Суда РФ" № 9 за 2006 год).


Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

logos-pravo.ru

Владелец транспортного средства, водитель – это … Определение понятия

Владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;... (статья 1 Федерального закона об ОСАГО)

Владелец транспортного средства - лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на ином законном основании;... (Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Итак, владелец транспортного средства – это либо собственник автомобиля, либо лицо, владеющее им на основании доверенности, договора аренды иных, указанных выше основаниях. При этом, не является владельцем транспортного средства управляющее им лицо, являющееся работником по трудовому или гражданско-правовому договору и исполняющее в этот момент свои трудовые или служебные обязанности.

В этой связи необходимо понимать, что понятие "владелец транспортного средства" не тождественно понятию "водитель". Водитель транспортного средства, управляющий им во исполнение своих трудовых обязанностей, владельцем этого авто, по смыслу вышеприведенных норм права, не является.

Водитель:

"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению... (Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения")

Водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо (статья 1 закона об ОСАГО)

Водитель транспортного средства - лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя... (Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Владелец транспортного средства – управление только на законных основаниях!

В одном из обзоров судебной практики, Верховный Суд разъяснял, что лицо, управляющее автомобилем без законных оснований, не является владельцем транспортного средства, поэтому его ответственность не застрахована по договору обязательного страхования... Таким образом, если вред потерпевшему (другому участнику ДТП) причинен в результате повреждения его автомобиля по вине лица, управлявшего транспортным средством без законных оснований (например, при угоне автомобиля, использовании его работником мастерской, производившим ремонт, для поездки по городу и т.п.), то у страховщика отсутствует обязанность по выплате страховой суммы по договору обязательного страхования, поскольку в данном случае указанное лицо не является субъектом страховых отношений (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года")

Рекомендуем также: "Водитель транспортного средства – это .. Определение понятия, судебная практика"

Рекомендуем по данной теме статьи:

logos-pravo.ru


Смотрите также