Уаз система охлаждения


система олаждения — УАЗ 31512, 2.5 л., 1996 года на DRIVE2

если хоть кто то читал инструкцию по эксплуатации уаза, а именно с двигателем умз 417, тот знает что про мотор можно глушить предварительно дав поработать на холостом ходу не менее минуты, для выравнивания температуры головки блока цилиндров
змз402 в этом плане выгодно отличается от 417, так как в нем присутствуют 2 круга и жидкость циркулируется по блоку через помпу и снова в блок ( точнее из головки в блок ) при не прогретом двигателе, при этом жидкость циркулируясь выравнивает температуру и блока и гбц, а в 417ом ( при наличии термостата) при закрытом термостате, жидкость в блоке стоит, так как единственный выход с помпы закрыт термостатом. поэтому при прогреве и при интенсивной езде при непрогретом двигателе происходит локальный "подогрев" отдельных частей двигателя.

система охлаждения змз 402

система охлаждения умз 417

вот я и решил заморочится с внедрением вторго контура, по которому будет циркулировать жидкость при непрогретом двигателе.
для этого взял корпус термостата от вышеупомянутого 402го
отдельно изготовил переходную пластину из 8мм стали ( пробная была из 3 мм)
тройник от того же 402го и патрубок от 41 москвича .
попутно установил электро вентилятор ( для возможности штурмования водных преград)
вот общий вид

крупный план

вид спереди

общий план


тестовые испытания показали что несмотря из за увеличенного объема системы охлаждения ( на 0.5-0.7 литра по сравнению со штатной системой) прогрев стал заметно быстрее
в уазовских термостатах просверленно дренажное отверстие для стравливания воздуха из системы, и при работе авто в холодное время верх радиатора всегда теплый, а при переделанной системе, пока термостат не откроется радиатор остается холодным
вооющем практически одни плюсы, за исключением появившихся лишних 2 стыков патрубка и чуть увеличенного объёма системы охлаждения

www.drive2.ru

охлаждение ДВС, отопление салона ч.1 — УАЗ Patriot, 2.7 л., 2008 года на DRIVE2

Наступила весна и народ начал суетиться по поводу охлаждения. Разные там переделки выкладывают :) виски выкидывают, ЭВ вкорячивают… ляпота… а чо, оно и понятно — многие помнят еще как в прошлом кипели по жаре :) Однако, не все правильно себе представляют процессы, происходящие в системе охлаждения и как влияют те или иные запланированные или незапланированные нарушения на ее работу и пытаются лечить симптомы, а не причину. Постараюсь чем смогу помочь, в смысле — поделиться тем что знаю. Может кому эта политинформация поможет разобраться ну и улучшить систему охлаждения своего металлического друга.

Начнем как обычно издалека, т.е. с теории. А именно, попытаемся понять почему конструкторы на заводе сделали систему охлаждения на уазе именно так, а не иначе.
На уазе с 409 мотором (равно как и с 51432) применяется система охлаждения с т.н.

верхним термостатом

.

А еще бывает система охлаждения

с нижним термостатом

. Верхний — это когда термостат в гидравлическом тракте стоит прям _на выходе_ ОЖ из двигателя и "видит" ее температуру сразу после мотора — она является для него первичным фактором стабилизации. "Нижний" термостат стоит после радиатора — он отслеживает температуру на выходе из него и первичным фактором стабилизации в этом случае является температура ОЖ на _входе_ в мотор. В этом, собственно, и заключается отличие этих двух систем.
Итак, запомнили :
"верхний" термостат отслеживает температуру на выходе из мотора, "нижний" — на входе в мотор.
Идем дальше. В каких случаях обычно применяется каждая из этих систем. Система с верхним термостатом обычно применяется в тех случаях, когда нагрузка на мотор может варьироваться в широких пределах. Т.е. когда сам мотор недостаточно мощный, а машина ездит не только по трассе с 1 седоком (ничо не напоминает, навскидку? :) ). Если мы сажаем 5 человек, загружаем багажник да еще и прицеп цепляем, на крышу наваливаем, то все это безобразие увеличивает нагрузку на мотор, на все его по паспорту сколько-то там лошадиных сил. А если еще и большие колеса ставим, навешиваем железок и т.д., так это ваще ппц нерасчетный.
Значица, увеличили мы нагрузку на мотор, например, на 50%. Замечу, напостоянку увеличили. А мотор у нас лошадей сто- сто двадцать всего. Пичалька, чо.
Понятно, что если бы мотор был мощностью 250-300 л.с., то и фик с ним — нагрузка при том же самом раскладе увеличилась бы уже не на 50%. А на поменьше. Например, на 25%.
Итак, если бы мотор имел достаточный запас мощности, то максимальная нагрузка на него редко когда бы достигалась. Он бы большую часть времени прохлаждался и тут впору было бы сильнее задумываться о том, как стрелка термометра реагирует на изменения температуры окружающей среды, а не на прибавление нагрузки еще на 5 %. Т.е. создались бы условия для применения системы охлаждения с нижним термостатом. А так как у нас в нашем уазе установлено мегапихло у которого, если верить разным источникам, произведение кр. момента на обороты редко когда превышает 140-150 л.с., а весу при этом в нашем уазе может быть и под 3 тонны и ездить он пытается и по песку и по грязи, то выбор конструкторов в пользу системы охлаждения с верхним термостатом начинает казаться обоснованным.
Но при этом все равно возникает ряд проблем. О них чуть позже, сейчас продолжим разбирать теорию и коснемся следующего немаловажного вопроса, который нам облегчит понимание проблемы. А именно что есть малый круг и сколько их в

системе охлаждения

нашего уаза.

Те кто скажет "как сколько — один" будут совсем немножечко неправы.
Малый круг в системе охлаждения характеризуется тем, что жидкость проходящая по нему не проходит через радиатор. Давайте попробуем посчитать, сколько таких кругов в стоковом 409 моторе.
1) малый круг между корпусом термостата и помпой — как самый очевидный.
2) малый круг через развоздушку корпуса термостата — расширительный бачок-помпу (я говорю сейчас о евро3 и выше)
3) малый круг через систему отопления салона (отбор ОЖ у 4 цилиндра- печка-помпа)
думаете все? ошибаетесь
4) когда термостат открывается — появляется еще один малый круг — через развоздушку радиатора -расширительный бачок-помпу
5) на машинах до евро3 есть еще обогрев дросселя, он типа тоже как малый круг может рассматриваться :)
6) у тех у кого есть ГБО установщики еще и редуктор ГБО могут отдельным малым кругом сделать. зависит от их продвинутости.
Вот такая вот фигня. Хорошо хоть большой круг у нас вроде бы один в стоке :).

Поняв сколько у нас каких кругов попытаемся понять что же такое есть охлаждение ДВС и кто этим охлаждением в нашем ДВС занимается.
Охлаждение ДВС суть поддержание температуры его частей в оптимально-допустимых интервалах. Чтобы не было слишком сильного теплового расширения в движущихся деталях, иначе они перестанут двигаться — потому что заклинят :)
И занимается охлаждением ДВС как это не странно вовсе не система охлаждения. Точнее, не только она. Но и

система смазки

. Да и просто атмосфера нашей любимой планеты. И это нужно обязательно учитывать когда что-либо меняешь в машине. Даже если просто колеса поболее ставишь.
Потому что установка колес увеличенного размера — это повышение нагрузки на двигатель. Он все время работает с большей нагрузкой, а значит больше бензина тратит и больше тепла выделяет. Если при вкорячивании колес был произведен лифт подвески, а не кузова, то велики шансы что двиг начнет по жаре сильнее греться. Особенно в пробках. Потом объясню почему.
А пока разбираемся дальше. Масло у нас контактирует с самыми горячими деталями — поршнями, кольцами в цилиндре, клапанами, масляный клин работает в парах трения, в турбокомпрессоре у кого он есть, который крутят горячие выхлопные газы. Масло движется по каналам в двигателе и обменивается теплом через металл с охлаждающей жидкостью, которая движется по своим каналам и забирает тепло через стенки цилиндров (рубашка охлаждения) и гбц и уносит его из двигателя наружу — в термостат. Масло тоже уносит, но в поддон. Там оно тоже типа охлаждается, но не так удачно, как ОЖ в радиаторе. Поэтому часто ставят дополнительные примочки — маслорадиатор или ЖМТ.
Но вернемся к ОЖ. Итак,

термостат

— это такое устройство, которое в зависимости от температуры омывающей его жидкости может изменять положение своих клапанов приоткрывая или наоборот — прикрывая отверстие в радиатор.
Термостат регулирует соотношение потоков жидкости проходящих через большой круг (радиатор), где она охлаждается, отдавая тепло в атмосферу и малый круг минуя радиатор -например, если мотор еще недостаточно прогрет.
Таким образом, основным устройством которое регулирует охлаждение нашего двигателя является именно термостат. А вовсе не радиатор и не вискомуфта или элетровентиляторы как очень многие думают. Важно это понимать чтоб не ошибаться при поиске причин неадекватной работы системы охлаждения.
Когда двигатель достаточно прогрет термостат начинает приоткрываться и пропускать часть ОЖ в радиатор, в котором на тот момент времени встроенная в него ОЖ имеет гораздо более низкую температуру, сравнимую с температурой окр. среды. Вытесненный из радиатора свежий заряд прохладной ОЖ смешивается в помпе с горячей ОЖ, пришедшей из термостата напрямую в помпу по малому кругу и поступает в двигатель, Где при протекании через рубашку охлаждения и гбц снимает тепло с их стенок и снова попадает на вход термостата, который опять направляет часть ОЖ в радиатор, а часть — минуя радиатор в помпу. Так происходит ровно до тех пор, пока вся имеющаяся в радиаторе ОЖ не прогреется до той же температуры, что и ОЖ в двигателе и дальше по мере прогрева всей ОЖ может начаться процесс, известный как кипение.
Микрокипения в некоторых частях двигателя начинаются даже раньше, чем можно себе вообразить. Связано это может быть как с локальным понижением давления — например, лопасти крыльчатки в помпе могут при вращении создавать кавитационные пузыри, в которых жидкость принимает газообразную форму .

Кавитация

— очень сложное явление, которое может приводить к постепенному разрушению лопастей самой крыльчатки. Тем самым снижая ее и так недостаточную производительность. Поэтому нельзя просто переточить шкив помпы на более мелкий, повысив тем самым обороты крыльчатки. Это может быть чревато.
Но вернемся к нашим пузырям. Я надеюсь что со школы все помнят, что чем ниже давление, например в горах, тем при более низкой температуре вода в чайнике начинает кипеть.
А высоко в горах даже еду сварить может не получиться вследствие этого чудесного эффекта, ибо вода улетает в воздух так и не достигнув нужной для варки мяса температуры.
Кроме этого кипе

www.drive2.ru

схема, принцип работы, устройство, ремонт

Почти все автолюбители знают, что на автомобиле имеется система охлаждения двигателя. УАЗ Буханка или 452 оснащён простой конструкцией силового агрегата, а поэтому и остальные системы имеют простые конструктивные особенности.

Предназначение системы охлаждения

Система охлаждения двигателя УАЗ Буханка предназначена для охлаждения двигателя в процессе эксплуатации. Так, элементы охлаждения отводят производимое тепло от блока цилиндров и головки при помощи охлаждающей жидкости и охлаждают её в радиаторе.

В процессе эксплуатации силовой агрегат автомобиля нагревается до запредельных температур и если не будет охлаждения, то детали мотора попросту перегреются и деформируются. Хотя, такие ситуации бывают и при наличии системы ОЖ, в том случае, когда она не в рабочем состоянии или один из важных элементов вышел со строя.

Рабочая температура двигателя на УАЗ Буханка составляет 80-100 градусов Цельсия. Именно в этом интервале термостат открывается на большой круг охлаждения.

Поскольку на данном автомобиле не предусмотрен электровентилятор, а стоит принудительная система охлаждения, то дополнительное остывание радиатора включено постоянно.

Силовой агрегат может перегревать, если один из элементов охлаждения вышел со строя. Сначала наступит лёгкая стадия, при которой мотор попросту закипит. Но, здесь могут быть и тяжёлые последствия, такие как прогиб и деформация головки блока цилиндров. На данном этапе, ситуацию можно исправить обычной шлифовкой поверхности головки блока.

При средней стадии — элементы двигателя могут деформироваться. Сюда можно отнести клапанный механизм. Впоследствии головке блока потребуется капитальный ремонт, а это вылезет в немалую копейку владельцу транспортного средства.

Тяжёлая стадия — это когда разрушается поршневая группа от сильного воздействия тепла. Но, и это не самое худшее, что может произойти, поскольку если охлаждающая жидкость попадёт в цилиндры автомобиля, то двигателя настигнет гидроудар, при котором не всегда и капитальный ремонт спасает.

Схема системы ОЖ

Схема системы охлаждения двигателя УАЗ достаточно простая, она закрытого типа с принудительным циркулированием охлаждающей жидкости. «Охлаждайка» циркулирует по кругу от радиатора, проходя водяной насос и термостат в рубашку охлаждения, и затем возвращается.

Рассмотрим, схему охлаждения силового агрегата на УАЗиках, а в частности на движке с маркировкой 452:

Элемент системы охлаждения

Основными элементами системы охлаждения силового агрегата УАЗ Буханка 452-й мотор являются всем известные детали: радиатор, вентилятор, водяной насос, термостат, патрубки, водяная рубашка и датчик температуры. Также, частью конструкции является отопитель.

Итак, рассмотрим, что собой представляют основные элементы охлаждения двигателя, их устройство и работу, а также ремонт и доработку.

Радиатор и вентилятор

На УАЗиках могут устанавливаться 3-хрядные медные или алюминиевые радиаторы, которые проводят максимальное охлаждение жидкости. Поскольку, эксплуатация элементов достаточно долгая, то процесс остывания силового агрегата не всегда такой, каким ему надлежит быть.

В данном случае, это связано с засорённостью каналов внутри элемента. Зачастую, уже обычная чистка не помогает, а повышенный износ делает щели в трубках, которые активно запаивают владельцы, не желая покупать новые детали. Основное назначение радиатора — охлаждать жидкость, которая циркулирует с двигателя при помощи потока ветра.

Вентилятор системы охлаждения на Буханке стоит принудительный, закреплённый на шкиве и работает постоянно, пока коленчатый вал крутится. Многие автолюбители модернизируют данную систему и устанавливают электровентиляторы, которые зачастую включает сам водитель согласно показаниям температуры на приборной панели.

Водяной насос

Помпа у УАЗ механического привода. Основное назначение элемента бесперебойно проводить циркуляцию ОЖ по системе. Так, водяной насос обеспечивает проток жидкости в радиатор для остывания и обратно. Неисправность данного элемента может привести к потере «охлаждайки» и перегреву движка.

Термостат

Основным из элементов конструкции является — термостат. Он обеспечивает циркуляцию жидкости и служит переключателем между малым и большим кругом в системе. Для прогрева транспортного средства элемент держится в закрытом состоянии. При достижении 80 градусов Цельсия, он начинает открываться, чем обеспечивает циркуляцию жидкости через радиатор.

Основной неисправностью можно считать заклинивание элемента, что может привести к перегреву мотора, поскольку как показывает практика, клинит термостат на малом круге, а соответственно дополнительного охлаждения и протока жидкости через радиатор не будет.

Патрубки и водяная рубашка

Патрубки — средство передвижения жидкости по системе от двигателя и его элементов к радиатору и обратно. Неисправность этих элементов приводит к потери «охлаждайки», что, в свою очередь, понижает уровень ОЖ в системе, а это — прямой путь к перегреву.

Водяная рубашка — конструктивные особенности головки блока и блока цилиндров. Именно сквозь эти отверстия протекает охлаждающая жидкость, чем забирает тепло для охлаждения. При долгом сроке эксплуатации, особенно на воде, внутри стенок может образовываться коррозия, которая приведёт к течи и потери жидкости.

Датчик температуры

Датчик температуры на Буханке, не такой, как привыкли видеть большинство автолюбителей. Это элемент старого образца, который не включает электровентилятор, поскольку здесь установлена принудительная система, а просто выводит на приборную панель показатели тепературы.

Вывод

Как видно схема системы охлаждения двигателя УАЗ Буханка (452) достаточно простая. Она легко ремонтируется, а сломанные детали меняются без особого труда. Данный узел состоит из компонентов — радиатор, вентилятор, водяной насос, термостат, патрубки, водяная рубашка и датчик температуры.

Датчик ОЖ принципиально отличается от современных, поскольку он не включает вентилятор, а просто показывает температуру «охлаждайки».

avtodvigateli.com

устройство, принцип работы и возможности доработки

Жидкостная система охлаждения на УАЗ Патриот предназначена для поддержания заданного температурного режима двигателя вне зависимости от внешних условий. Циркулирующий по магистралям антифриз используется для отопления салона. Для непрерывной подачи жидкости применяется насос с принудительным приводом от коленчатого вала.

Конструкция системы охлаждения

На внедорожниках УАЗ Патриот с бензиновым мотором ЗМЗ-409 используется замкнутый контур охлаждения с радиатором, расположенным в передней части кузова. Для подачи воздуха через соты теплообменника установлен вентилятор с вязкостной муфтой, позволяющей регулировать производительность в зависимости от степени нагрева антифриза. Для заправки применяется жидкость типа Тосол-А40М или аналоги, имеющие температуру кристаллизации не выше -40°С. Для арктических условий предназначены антифризы с температурой застывания от -65°С (например, Тосол-А65М).

Для соединения рубашки двигателя с радиатором и теплообменником отопителя салона используются армированные эластичные шланги, закрепленные хомутами.

На машинах Патриот ранних серий устанавливались теплообменники из меди, но после цикла испытаний конструкция стала алюминиевой. В радиаторе и расширительном бачке предусмотрены пробки с паровыми клапанами, которые срабатывают при перегреве силового агрегата. Пары антифриза выбрасываются в атмосферу, предотвращая разрыв шлангов или теплообменников под воздействием избыточного давления.

Схема и принцип работы

После запуска холодного двигателя начинает работать помпа, установленная на блоке цилиндров. Для передачи крутящего момента используется ременной привод, вентилятор радиатора (расположен в моторном отсеке) не работает.

Поскольку клапан термостата находится в закрытом состоянии, то антифриз из насоса направляется в рубашку мотора по «малому кругу». Часть охлаждающей жидкости отводится в контуры отопителя салона электрическим насосом, ускоряющим теплообмен и повышающим эффективность работы климатической установки.

По мере повышения температуры антифриза начинает открываться клапан термостата, расположенного на головке блока. Часть нагретой жидкости уходит в радиатор, что позволяет начать циркуляцию по «большому кругу».

С ростом температуры клапан открывается полностью, при достижении критического значения происходит включение вязкостной муфты и вентилятора. Созданный поток воздуха проходит через соты теплообменника, снижая температуру жидкости.

На фронтальной части радиатора есть дополнительный вентилятор с электрическим приводом, который включается по сигналу от датчика температуры. Информация от сенсора считывается контроллером управления двигателем, который подает команды на включение и отключение электрического вентилятора и корректирует состав топливной смеси в зависимости от температуры жидкости.

Дополнительная крыльчатка предназначена для охлаждения мотора при движении по бездорожью или при повышенной температуре окружающей среды.

Поскольку антифриз при нагреве расширяется, то в конструкции контура охлаждения предусмотрен компенсационный бачок. На боковине резервуара имеются насечки минимального и максимального уровней, позволяющие контролировать количество жидкости в системе охлаждения УАЗ Патриот. Не допускается эксплуатация автомобиля с повышенным или сниженным уровнем антифриза в системе охлаждения. Рекомендуемый уровень должен находиться на 30-40 мм выше отсечки минимума (проверяется при холодном силовом агрегате).

Объем системы охлаждения и прочие характеристики

Объем системы зависит от конструкции основного теплообменника. При использовании устройства трубчато-ленточного типа необходимо 12 л антифриза, в случае применения радиатора горизонтального типа емкость увеличивается на 2 л. Слив жидкости при обслуживании осуществляется через краны на основном радиаторе и блоке цилиндров, но при замене часть антифриза остается в рубашке, в подставленные резервуары выливается до 8 л раствора.

Основные параметры системы:

  • температура начала открытия клапана термостата — 70°С;
  • температура полного открытия канала «большого круга» — +80…+84°С;
  • срок службы антифриза — 60 тыс. км пробега или 3 года;
  • допустимая температура двигателя — +87…+103°С.

Возможность доработки

В конструкции ЗМЗ-409 предусмотрен масляный радиатор, обеспечивающий снижение температуры смазки в поддоне мотора. Недостатком конструкции является падение давления масла и чрезмерное охлаждение масла в зимнее время. Для обеспечения равномерности температур вместо радиатора ставится жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) от легковых автомобилей импортного производства. Для доработки необходимо докупить штуцер масляного фильтра от дизельного агрегата ЗМЗ-514.

Штуцер дорабатывается в соответствии с размерами отверстия в ЖМТ, для прижатия теплообменника к блоку цилиндров необходимо накатать резьбу на поверхности штуцера. Радиатор монтируется на место штатного масляного температурного клапана, а затем крепится корпус сменного фильтра тонкой очистки. Антифриз к ЖМТ подается от теплообменников системы отопления (или от газового редуктора, если на машине смонтировано газобаллонное оборудование).

Поскольку модернизация предусматривает отключение штатного забора жидкости для обогрева салона от блока цилиндров, то отверстие глушится металлической крышкой с 2 болтами.

Под заглушку устанавливается прокладка, предотвращающая течь антифриза. В термостате запирается нижний канал (с помощью болта с резьбой М20 или заглушки размером G 1/2), для отвода жидкости к «печкам» и ЖМТ сверлится дополнительный канал, в котором предусматривается резьба.

Из термостата извлекается клапан сброса воздуха и растачивается отверстие, через которое происходит циркуляция антифриза через основной радиатор. Тарелка клапана уменьшается в размерах, что позволяет подавать больший объем жидкости. В корпус термостата вворачивается датчик температуры, резьбовые соединения герметизируются синтетическим уплотнителем, выдерживающим нагрев до +110…+115°С.

Из контура охлаждения удаляется дополнительная трубка, связывающая термостат и расширительный бачок (используется для отвода паров и части антифриза). Оставшиеся отверстия в металлическом корпусе и пластиковом резервуаре глушатся, доработка позволяет устранить места постоянной течи антифриза на УАЗ Патриот с пробегом.

Модернизированная система охлаждения позволяет повысить степень нагрева теплообменников отопителя, поскольку в радиаторы подается жидкость с повышенной температурой.

Если машина эксплуатируется при низких температурах на малой частоте вращения коленчатого вала, то необходимо увеличить интенсивность подачи антифриза к теплообменникам отопителя. Штатный шкив помпы требуется заменить деталью с уменьшенным диаметром (например, от компании «ЗлатУралЗапчасть»). При падении оборотов до холостого режима при движении в пробках температура воздуха, подаваемого в салон, не снижается.

myuazpatriot.ru

Система охлаждения часть 3 — финальная — УАЗ 3162, 2.3 л., 2004 года на DRIVE2

Как писал в прошлой записи умер у меня насос охлаждающей жидкости. Есть вариант что я просто перетянул ремень, хотя вроде натягивал как обычно, а возможно просто пришло его время, отработал он верой и правдой 9 с лишним лет и 66,5 тыс км, в жару и лютый мороз. Но факт его смерти остается фактом и надо решать.

Вот он виновник ремонта:

Умерший насос охлаждающей жидкости: вид спереди

Он же: вид сзади. Крыльчатка сделана то ли из текстолита то ли из какогото пластика, пока особо не до изучений было

В магазине взял такой от двойного ресурса:

Новый насос водяной

В комплекте шла прокладка, о чем сказано и на упаковке, обошелся он мне почти в 2000.

На вид качество изготовления очень неплохое

Он же вид сзади

Как видно есть пару отличий, первое что сразу бросается в глаза, у нового уже металлическая крыльчатка, не помню где но натыкался на информацию что она лучше, а второе это дополнительный отвод средний поперечный который, на новом впресован, а на старом был вкручен.

Далее незамедлительная установка но место, прокладка + герметик для надежности и стоит на месте:

Нечасто что то так блестит под капотом

Как уже успел обмолвится прикупил недавно себе комплект силиконовых патрубков и усиленных хомутов:

Отличия от заводского комплекта: верхний и нижний патрубки цельные без вставок. Нижний патрубок конечно можно было бы сделать на сантиметр по длинее, но и так хорошо подходит, самое главное что он теперь один вместо трех частей, а следовательно и трех потенциальных мест для течи. Патрубок термостата как родной. На счет верхнего сказать сильно не могу, по двум причинам, родной изначально был со вставкой в виде металлической трубы, и верхняя часть радиатора у меня отодвинута от двигателя на пару сантиметров, но скорее всего должен быть точь в точь. Хомуты прям внушают доверие к себе, своей массивностью.
Сами патрубки очень мягкие, гнуться и восстанавливают форму замечательно. С торца видны слои армирования. В общем пока только положительные эмоции от них, посмотрим как они поведут себя в условиях суровой сибирской зимы.

Сразу поделюсь опытом по натягиванию хомутов. Под патрубки идут хомуты своих размеров, и при одетом патрубке хомут выкрученный на максимум очень сложно натягивается, первый раз потратил очень много времени. Потом хороший человек подсказал попробовать силиконовую смазку, с ней натягивание хомута занимает пару мгновений.

А теперь вернемся к системе охлаждения:

термостат вернулся на место

Покупая насос прикупил еще и Радиатор медно-латунный 3-х рядный ШААЗ Евро-2 c дв. УМЗ 421, ЗМЗ 409 УАЗ 31602, 3162, Патриот, Хантер 3160-1301010. Старый я уже запаивал, но он потек теперь в другом месте, причем не только по шву бочки но и где то по сотам налапо подтекать. Дабы не рисковать остаться без антифриза в неподходящий момент, как оно всегда и бывает, решил поменять его на новый. А радиатор точь в точь как и родной.

Радиатор медно-латунный 3-х рядный ШААЗ 3160-1301010

На радиатор снизу поставил краник, вместо заглушки, как делал на прошлом. Прикрутил электровентилятор и поставил на место и одел все патрубки. Залил антифриз, ушло порядка 11 литров.

Все в сборе

Результат:
Погонял двигатель на холостых, дал прогреться, погонял на оборотах, чтобы поработала помпа по шустрее. Гонял все это дело где то час, дотянул все хомутики, чтобы ничего нигде не подтекало, проверил срабатывание электровентилятора. Пока полет нормальный, двигатель держит стабильную температуру, в салоне тепло, а на улице сегодня был небольшой минус и очень сильны ветер. Прокатился по дворам немного встрясти чтобы всю систему. Ближайшие несколько дней буду наблядать за общим состоянием.

На данный момент из системы охлаждения нетронутым остался похоже что только корпус термостата, все остальное новое. Ремонт и модернизация системы охлаждения обошлась примерно в 20 тыс. наших родных денюжек, не учитывая стоимости антифриза.
Старый насос ОЖ решил оставить, разберу посмотрю что и как, может его получится подлатать и будет на запас на всякий случай.

Надеюсь в ближайшее время к системе охлаждения больше не притронусь

www.drive2.ru

Как устроена система охлаждения УАЗа "Буханки"?

УАЗ «Буханка» представляет собой полноприводный автомобиль повышенной проходимости. Данная модель выпускается на Ульяновском автомобильном заводе с 1957 года. Эта машина эксплуатируется не только по своему предназначению, ведь все-таки это специальная техника, но также ее используют любители рыбалки и охоты.

Главный плюс данного авто – его универсальность и огромные возможности проходимости. Салон вмещает в себя 10 пассажиров, а при необходимости его можно как угодно трансформировать. Сердце автомобиля – это двигатели ЗМЗ-402 и ЗМЗ-409. Так как машина специальная, многим интересно, как устроена система охлаждения УАЗа «Буханки».

Общее устройство

В этих грузопассажирских авто вагонной компоновки применяется жидкостное охлаждение закрытого типа. ОЖ в системе циркулирует принудительно под воздействием центробежного насоса. В качестве охлаждающих жидкостей производитель рекомендует использовать отечественный «Тосол». Однако в экстренных случаях можно залить в систему охлаждения УАЗа «Буханки» и обычную воду. Объем, включая не только контуры охлаждающей системы, но и отопителя, на большинстве моделей составляет от 13,2 до 15,3 литров.

Схема охлаждающей системы для ЗМЗ-402

Она достаточно проста. Данный силовой агрегат охлаждается за счет жидкости, которая проходит через два контура.

Построена система по кольцевой схеме и состоит из нескольких основных компонентов. Жидкость двигается из радиатора через патрубки в термостат, далее проходит по рубашке охлаждения двигателя. Затем посредством водяного насоса она попадает снова в радиатор. Кроме этого, система охлаждения УАЗа «Буханки» с 402-м двигателем включает в себя электрический вентилятор, температурный датчик, отопители. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Термостат

Это наиболее нежный компонент в системе. Он чаще всех выходит из строя – современные запчасти не слишком качественные. Функция термостата – контроль потока ОЖ по двигателю. Агрегат ЗМЗ-402, как и многие другие, имеет два круга циркуляции ОЖ – большой и, соответственно, малый.

Когда водитель запускает мотор и тот немного прогреется, жидкость в системе охлаждения УАЗа «Буханки» циркулирует только по малому кругу. Это позволяет быстрее подогреть мотор. Когда температура достигнет примерно 70 градусов, сработает термостат, и ОЖ потечет уже через радиатор охлаждения по большому кругу. Рабочими температурами для 402 двигателя являются показатели в пределах от 82 до 90 градусов. Если мотор не прогревается до этих температур, то это говорит о том, что термостат неисправен. Нередко по причине износа он заклинивает и не открывается.

Помпа

Это очень важный элемент. За счет него жидкость может циркулировать непосредственно по всей системе. В этом двигателе тосол циркулирует постоянно в принудительном порядке. Насос состоит из нескольких элементов – при необходимости он легко разбирается. Расположена помпа в передней части на блоке цилиндров, а в действие она приводится посредством ременного привода.

Радиатор и вентилятор охлаждения

Когда жидкость в системе охлаждения УАЗа «Буханки» пройдет через двигатель, она разогреется. Для охлаждения она должна остыть. Для этого используется радиатор. На этих авто завод-изготовитель устанавливает преимущественно медные 3-рядные радиаторы. Однако владельцы вместо него предпочитают устанавливать алюминиевые решения. Как отмечают отзывы, с ними двигатель охлаждается значительно эффективней.

Радиатор в системе выполняет функцию охладителя. Он охлаждается под воздействием встречного потока воздуха при движении. Когда автомобиль стоит или движется с небольшой скоростью, поток воздуха слабый и не может достаточно обдувать радиатор. Тогда в дело вступает вентилятор. В этом автомобиле он принудительного типа. Элемент вращается при запущенном двигателе, вне зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Таким образом, перегреть двигатель очень сложно.

Рубашка охлаждения и патрубки

Для соединения различных узлов системы охлаждения 402-го двигателя УАЗа «Буханки» используются патрубки. Это резиновые изделия в виде трубок. Элементы достаточно надежны, но если они эксплуатируются достаточно долго, то изнашиваются – стареют. Тогда ОЖ может протекать, и уровень ее падает. В результате мотор перегревается.

Рубашка охлаждения – это необходимая часть, без которой мотор просто не будет остывать. Рубашка проходит через весь блок цилиндров. Она выполняет функцию поглотителя тепла. Затем ОЖ выводится к радиатору.

Двигатель ЗМЗ-409

Этот мотор отличается другой клапанной крышкой, улучшенным механизмом ГРМ, иной прокладкой ГБЦ. Также вырос объем силового агрегата, что сразу же повлекло за собой модернизацию системы охлаждения ЗМЗ-409 УАЗ «Буханки».

Устройство охлаждающей системы типичное для ДВС такой конструкции, которые когда-либо изготавливались на Заволжском заводе. Двигатель оснащен жидкостной закрытой принудительной системой. Здесь также имеется радиатор, рубашка в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров, помпа, расширительный бачок, датчики температуры, электрический вентилятор, радиатор отопителя и другие элементы. Отметим, что принцип работы системы охлаждения 409 УАЗа «Буханки» прост и аналогичен инжекторным моторам. Здесь ОЖ также двигается по большому кругу и по малому.

Радиатор и вентилятор

С помощью этих элементов двигатель не перегревается выше своей рабочей температуры. На первых моделях с таким силовым агрегатом шел трехрядный медный радиатор, но после не слишком удачных испытаний стали устанавливать алюминиевые. Что касается вентилятора, то здесь он уже электрический. Элемент управляется посредством ЭБУ и датчиков температуры ОЖ. Данные о температурах читаются непосредственно из рубашки охлаждения.

Термостат

Функция данного элемента здесь такая же. Он необходим для открытия или перекрытия пути жидкости с малого на большой круг или наоборот.

Данный термостат на моторе открывается при температуре в 75 градусов. Это одна из важных частей двигателя. Если неисправен термостат, двигатель будет перегреваться.

Помпа

Она заставляет ОЖ циркулировать по всем контурам системы. Это обыкновенный ничем не примечательный водяной насос. Иногда в нем заклинивают подшипники, и тогда случаются течи тосола.

Отопитель

Это также одна из неотъемлемых частей системы охлаждения УАЗа “Буханки” с 409-м двигателем. Отопитель состоит из патрубков – входящего и выходящего, а также радиатора и электрического вентилятора. Печка активно эксплуатируется зимой, что еще лучше влияет на охлаждение двигателя.

Расширительный бачок

В эту емкость выдавливаются газы и пары, образующиеся в системе в процессе ее эксплуатации. Также это уровень охлаждающей жидкости. Пробка бачка устроена таким образом, что через нее вытесняется лишний воздух.

Температурный датчик

Данный элемент измеряет температуру и отдает результаты измерений в ЭБУ. Далее блок управления регулирует температурный режим. Найти данный датчик можно на термостате.

Недостатки системы

В штатной системе есть только один плюс – она работает. Владельцы не могут сказать, что на безупречно надежна. Все дело в качестве запасных частей. А вот все прочие достоинства, которые есть у этой системы, можно смело списать в минусы. На 402-м моторе слишком малооборотистый вентилятор – количество его оборотов строго ограничено помпой. Чтобы их хватало, нужен большой радиатор. Зимой приходится этот радиатор закрывать, чтобы мотор не замерз. Существуют проблемы и с работой отопителя. Без дополнительной искусственной прокачки тосола тепла можно не ждать.

Решить все эти проблемы можно посредством модернизации системы охлаждения 402 двигателя УАЗ «Буханки» (замена радиатора на многосекционный, установка второй печки и так далее). Многие владельцы дорабатывают ее, увеличивая эффективность работы.

Итак, мы выяснили, как устроена система охлаждения УАЗа «Буханки» с двигателем 409-й и 402-й модели. Устройство весьма простое, однако надежность системы оставляет желать лучшего, как говорят владельцы.

fb.ru

Опять система охлаждения — УАЗ 390995, 2.7 л., 2012 года на DRIVE2

Прошло меньше месяца после замены радиаторов. Я думал, что с системой охлаждения теперь все хорошо, но… В один солнечный день коллеги указали на течь из-под машины. Загнал на подъемник и сразу понял — помпа. Так как в системе охлаждения была вода (после замены радиатора тосола не было на базе, сказали заливать воду), а течь небольшая, было принято решение взять с собой 5 литров воды и ехать. Вечером по приезду узнал, что помпы в наличии нет и нужно ее заказывать. Таким образом я продолжил так ездить и возить с собой воду, периодически доливая.

Вскоре помпа пришла, но вставать в ремонт я не спешил. Через пару дней утром пришел в гараж и увидел лужу под машиной.

Полный размер

Стало понятно, что в этот день я никуда не еду. Загнал машину на подъемник и пошел переодеваться.

Полный размер

Полный размер

При замене радиатора я поставил сливной краник, слил воду без лишних проблем при помощи шланга.

Полный размер

Цвет воды вызвал удивление.

Полный размер

Подробно описывать процесс не имеет смысла, так как я снимал помпу на уазике первый раз и снял без проблем. Крепится на пяти болтах, был удивлен, что часть из них шестигранники. Единственный момент термостат, я его снял, хотя можно было обойтись без этого. Немного фото процесса снятия помпы.

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Вобщем снял я помпу. Прокладка совсем потрепалась, пришлось зачищать.

Полный размер

Полный размер

Повертел помпу, она была в порядке, люфта не было. Пригласил слесаря посоветоваться, решили ставить старую обратно с новой прокладкой.

Вроде бы все должно было быть хорошо, но на следующее утро.

Полный размер

Полный размер

В итоге пришлось менять помпу. Теперь проблем нет))

www.drive2.ru


Смотрите также