Подорожают ли машины в 2019 году


Авторынок России 2019 — итоги, прогнозы, инфографика — журнал За рулем

Продажи автомобилей в России после двухлетнего роста начали снижаться. Падение пока небольшое, но пугающе устойчивое.

Хорошего понемножку

Материалы по теме

На российский рынок вернулся тренд, который, если рассуждать логически, не должен был прерываться с 2015 года. Пять лет у нас нет объективных предпосылок для роста спроса на новые автомобили. Реальные доходы населения в лучшем случае оставались на прежнем уровне, цены поднимались. Люди вынуждены туже затягивать пояса, и одна из первых жертв экономии — автомобиль.

Положительная динамика в период с 2017 по 2018 год объясняется несколькими причинами. Кто-то успел купить новую машину по старой цене на излете 2014‑го и продал ее трехлеткой едва ли не дороже, чем брал, так что на покупку следующей пришлось добавить совсем немного. Другие отчаялись ждать, что цены откатятся к нормальному уровню, и потратили последние накопления — просто потому, что автомобиль уже надо менять.

Нынешний год начался с очередных повышений цен из-за роста НДС с 18 до 20%. Плюс подорожание топлива, инфляция, санкции. Кстати, ожидание усиления санкций похоронило уже практически состоявшийся совместный проект ГАЗа и Фольксвагена в сегменте коммерческих моделей. Пессимизм нарастает, и всё больше россиян забывают дорогу в автосалоны.

Бери, что дают

Те, кто еще может позволить себе новую машину, обращают внимание на предложения подоступнее. Статистика гласит: на долю десяти самых продаваемых моделей в России приходится 43 % всего рынка. Производители сворачивают продажи непопулярных моделей. Редкие бренды продолжают поддерживать на отечественном рынке богатый ассортимент. Из массовых марок это Kia, из премиальных — Mercedes-Benz.

Материалы по теме

Аналитики подсчитали: сейчас в России продается 275 моделей. За пять лет их стало меньше почти на треть (на 31,4 %). Максимум зафиксировали в 2014 году (401 модель), а сейчас по ассортименту мы откатились на уровень 2005 года. Тогда продажи иномарок не шли ни в какое сравнение с продажами отечественных автомобилей и по-настоящему популярными были от силы пять моделей.

Остается надеяться, что беднее ассортимент уже не станет. Нас покинул Ford, закрыв три завода и убрав семь моделей, но вернулся Opel с тремя коммерческими машинами и одним дорогим кроссовером. Кроме того, активно расширяют модельные ряды китайские производители. По суммарному объему продаж они Ford не заменят, но это само по себе не уведет рынок в минус — покупатели переключатся на другие бренды.

Меняем прогнозы

За последний год средняя цена нового автомобиля выросла на 10%. А с начала кризиса импортируемые машины подорожали фактически вдвое! Локализованные — меньше, но цены на них всё равно увеличились на десятки процентов. У кого на столько же выросла зарплата?

Материалы по теме

Чтобы поддержать продажи, правительство выделило деньги еще на два этапа программ «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и льготного лизинга. За первое полугодие они помогли реализовать 63 тысячи машин, во втором планируется продать еще 75 тысяч.

Но на положительную динамику по итогам всего года не рассчитывают даже безнадежные оптимисты.

В январе Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) предположила, что спрос в течение

www.zr.ru

В апреле ждите скачка цен — автопроизводители предупреждают — журнал За рулем

Прошлый год был непростым, сложным будет и 2020-й, считают в Комитете автопроизводителей АЕБ, где подвели итоги продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

В 2019 году в России было продано 1,76 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 41 тыс. штук, или 2,3%, меньше, чем в 2018 году.

Да? Ну и пусть уходит

2019-й оказался более трудным, чем поначалу казалось, хотя спад продаж в первой половине года был ожидаем после увеличения НДС. Но если в начале года Ассоциация европейского бизнеса еще рассчитывала на восстановление рынка и годовой рост на 3,6%, то после июня прогноз пришлось скорректировать под «минус». Спрос оставался слабым весь год, несмотря на усилия дистрибьюторов и дилеров.

Ожидается, что рынок продолжит сжиматься, и в 2020 году его объем не превысит 1,72 млн штук (—2,1% к 2019-му).

Комитет автопроизводителей выразил беспокойство, что, с одной стороны, правительство ратует за развитие экспортного направления, а с другой — принимает меры по усилению нетарифной защиты рынка и созданию непрозрачных условий для локализованных производств. Продолжает расти финансовая и нефинансовая нагрузка на бизнес. С января повысился утилизационный сбор, что не только мешает приходу на рынок новых игроков, но и тормозит развитие локальных производств. Конечно, локальным производителям утильсбор частично компенсируют, но механизм компенсации тоже непрозрачен. Даже автоконцерны ничего не знают друг про друга, сколько и кто получает денег обратно, — это закрытая информация.

При этом конструктивного и прозрачного диалога с правительством не получается. Странно, на взгляд председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, выглядит позиция руководства России, когда об уходе с рынка объявляет та или иная иностранная марка. Реакция приблизительно такая: «Да? Ну и пусть уходит». Кажется, что авторынок выпал из списка приоритетных направлений.

Коснулись на пресс-конференции и темы дальнейшего удорожания автомобилей. Йорг Шрайбер отметил, что уже несколько лет рост цен на них не достигает уровня инфляции. Сейчас она около 5%, автомобили подорожали в среднем на 2–3%.

Глобальных причин для дальнейшего удорожания пока нет, но есть причины навязанные, такие как утилизационный сбор, налоги. Он отметил, что сбор налогов работает в России «действительно хорошо». С учетом того, что до начала апреля будут реализовываться прошлогодние машины, серьезного повышения не ожидается, а вот с апреля скачок цен неминуем, хотя чрезмерным он не будет. В любом случае, в этом году снова потребуется активная господдержка спроса.

Лидеры продаж

Первое место по итогам года по-прежнему с большим отрывом у АВТОВАЗа — 362,4 тыс. штук, рост на 1%. На втором месте Kia с результатом 225,9 тыс. авто (-1%). Замыкает тройку лидеров Renault — компания продемонстрировала рост на 6%, до 145 тыс. штук.

В пятерке марок, показавших самую большую динамику по итогам года, оказались Haval (12 284 шт.; +282%), Geely (9602 шт.; +186%) и Changan (2805 шт.; 86%). А существеннее всего продажи сократились у Лифана (на 74%, до 3960 шт.), Форда (-57%; до 17 717 шт.) и Хонды (-64%, до 1836 шт.).

Последний месяц года ожидаемо показал небольшой рост продаж, на 2,3%, до 179 тыс. штук, что объяснимо: игроки рынка «закрывают год» и не исключены небольшие приписки, когда в итоги попала часть машин, которые будут проданы лишь в этом году. Однако общие продажи за 4-й квартал упали на 3% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

И наконец, по итогам продаж прошлого года Россия заняла пятое место на рынке Европы, опередив Испанию (1,26 млн; —4,8%) и расположившись за Германией (3,61 млн; +5%), Великобританией (2,31 млн; —2,4%), Францией (2,21 млн; +1,9%) и Италией (1,91 млн; +0,3%).

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА ПЕРИОДЫ ДЕКАБРЬ 2019/2018 ГГ. И ЯНВАРЬ — ДЕКАБРЬ 2019/2018 ГГ.

25 САМЫХ ПРОДАВАЕМЫХ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ ЗА ПЕРИОДЫ ДЕКАБРЬ 2019/2018 ГГ. И ЯНВАРЬ — ДЕКАБРЬ 2019/2018 ГГ.

www.zr.ru

машины резко подорожают в 2019-м :: Autonews

Очередной рост цен на автомобили в России предсказали участники рынка после запланированных изменений в господдержке отрасли. В Минпромторге анонсировали локализовавшим производство в России автоконцернам и производителям автокомпонентов новые условия постановления правительства «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям автомобилестроения на компенсацию части затрат в связи с производством колесных транспортных средств, а также узлов и агрегатов к ним» №1278. Об этом Autonews.ru рассказали источники на авторынке, присутствовавшие на встрече с представителями министерства 12 июля.

Согласно предстоящим изменениям, большинство автокомпаний и поставщиков автокомпонентов, даже подписавших специнвестконтракты и взявших на себя дополнительные обязанности по инвестициям в локализацию и производство, будут лишены возможности получения компенсации импортных пошлин. Исключение затронет лишь ряд автокомпаний, у которых еще действует подписанное с правительством соглашение о промышленной сборке №166 (№566 — для производителей компонентов). Начиная с 2005 г. именно этот документ, содержащий основные требования по объемам инвестиций в локализацию производства в России, считался основным при регулировании взаимоотношений автомобильной отрасли с чиновниками.

Однако действие заключенных соглашений начало истекать — последние потеряют силу уже в 2019–2020 гг., и количество автокомпаний, имеющих на руках актуальные контракты, невелико. Например, действие соглашений между альянсом Renault–Nissan–АвтоВАЗ уже истекло этим летом, еще раньше — у Hyundai. Некоторые, такие как Mercedes-Benz, вовсе не заключали соглашение о промышленной сборке, поскольку откладывали момент открытия в России собственных производств.

Фото: Daimler AG

Действует соглашение о промсборке у тех, кто заключил его одним из последних, например у Группы PSA, продающей в России автомобили марок Peugeot и Citroen. Что касается калининградского предприятия «Автотор», то оно будет продолжать пользоваться особыми условиями в силу своего расположения в специальной экономической зоне. Здесь, напомним, всю свою модельную линейку по контрактной сборке производят BMW и Genesis. Kia собирает здесь все свои автомобили за исключением Kia Rio, а Hyundai производит модели Santa Fe, Elantra, Tucson, Sonata.

Источники в крупных автоконцернах считают, что отказ от компенсации импортных пошлин нанесет серьезный удар по компаниям. Для них импорт недостающих автокомпонентов обернется дополнительными расходами. Кроме того, поскольку производители компонентов также лишатся льгот, даже отечественные комплектующие подорожают: многие из них закупают субкомпоненты из-за границы.

«К началу 2021 года из-за таких изменений цены на новые автомобили могут вырасти на 3–10%, все будет зависеть от глубины локализации, — предсказал один из источников. — К этому времени срок постановления №166 истечет у всех — объем рынка резко сожмется, людям придется платить за автомобили еще больше. Подобный рост цен однозначно повлечет дальнейшее падение спроса».

«Получается, что основными выгодоприобретателями такого решения стали Toyota и калининградский «Автотор», — уточнил другой источник. — Так как у Toyota соглашение о промсборке действует до конца 2020 года, а «Автотор» вообще не платит таможенные пошлины, будучи резидентом особой экономической зоны в Калининграде. В результате решение правительства создало неравные конкурентные условия и предоставило колоссальные рыночные преимущества двум компаниям, продукция которых не отличается высоким уровнем локализации».

Фото: «Автотор»

Один из источников также добавил, что автокомпании будут готовить ответные меры.

«При заключении СПИКов представители правительства неоднократно декларировали намерение обеспечить их держателям компенсацию таможенных пошлин, — рассказал один из представителей автоконцернов. — Именно с учетом этих намерений ряд автопроизводителей приняли на себя повышенные обязательства по локализации. Масштабная локализация новых технологий и подготовка отечественных поставщиков неизбежно потребует нескольких лет, в которые господдержка будет жизненно важна. Если бы представители правительства не декларировали намерение компенсировать таможенные пошлины, держатели СПИКов не пошли бы на принятие столь существенных обязательств. Теперь с высокой вероятностью может встать вопрос о пересмотре обязательств по ряду СПИКов в строну их соразмерного уменьшения».

Autonews.ru запросил официальные комментарии в Минпромторге. Там сообщили, что министерство компенсирует организациям автомобилестроения часть затрат в соответствии с условиями постановления №1278. «Условия для получения указанной меры поддержки от государства с принятием изменений в постановление 1 июля 2019 г. не изменились по сравнению с 2018 годом. Рассчитывать на субсидию в рамках постановления смогут организации — производители автомобилей и автомобильных компонентов, у которых действует подписанное соглашение о промышленной сборке. По состоянию на 1 июля 2019 г. соглашение действовало у более чем 60 организаций».

Управляющий партнер компании «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов предположил, что дальнейший отказ от преференциальных импортных ставок на автокомпоненты — вынужденный шаг. Так, в рамках соглашений с ВТО подобная льгота считалась разрешенной до 1 июля 2018 года. После чего она должна была полностью прекратить свое действие — сохранить ее смогли только те, кто подписал соглашение о промсборке.

Фото: Renault

Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что вопрос удорожания импортных комплектующих коснется всех марок без исключения. Но в первую очередь — недорогих.

«Для премиальных брендов BMW и Mercedes проблема роста стоимости импортных комплектующих, несмотря на низкий уровень локализации, не стоит столь остро. В их ценовом сегменте изменение стоимости конечного продукта сборки, связанное с отменой льготы, для потребителя окажется малозаметным. А вот бюджетные автомобили подорожают в этой связи более заметно».

Эксперт напомнил о судьбе General Motors и Ford — последние до момента своего ухода из России просили правительство вместе с Volkswagen Group о продлении срока действия льготного постановления о промсборке. Но так и не дождались и в итоге свернули производство легковых автомобилей. По его словам, некоторые компании будут в очередной раз рассматривать возможность сократить или вовсе прекратить производство в России, что может привести к сокращениям персонала или скрытой безработице, когда предприятия работают в неполную смену.

www.autonews.ru

«Автостат» прогнозирует рост цен на автомобили в 2019 году

По данным агентства «АвтостатИНФО», автомобильный рынок в России в следующем году может понести большие потери из-за повышения НДС сразу на 20%. Уже в 2018 году машины в среднем подорожали на 10%. Аналитики считают, что рост цен продолжится и в дальнейшем.

Аналитическое агентство «АвтостатИНФО» опубликовало очередной прогноз относительно ожидаемого роста цена на автомобили, реализуемые на территории России. Эксперты уверены, что стоимость машин на российском авторынке увеличится по итогам 2018 года в среднем на 10%. И рост мог бы быть еще более существенным, но его остановило то, что рубль все-таки укрепился. С выводами своих сотрудников согласен и директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Потому россиянам, которые не намерены тратиться на покупку нового авто, стоит поберечь свой старый автомобиль и запастись ремкомплектами в интернет-магазине https://bersa-tools.ru/.

Как сообщил Целиков, наиболее быстрый рост цен наблюдается осенью и весной. По данным на конец сентября, новые машины в России подорожали уже на 6-7%, а до конца года осталось еще три месяца, которых как раз хватит на то, чтобы цены поднялись еще на 2-3%.

Эксперт подчеркнул, что введение санкций со стороны США, пошатнувшее состояние рубля, могло спровоцировать и большой скачок цен. Однако трудности оказались кратковременными, рубль стал понемногу восстанавливаться, что и помешало многим производителям резко взвинтить цены на свои автомобили.

Потому эксперт так уверен, что рост цен за год достигнет 10%-ной отметки, но вряд ли ее превысит. Традиционно начало года становится периодом спада активности на автомобильном рынке страны из-за праздников и долгих каникул. И эта тенденция вряд ли обойдет и 2019 год, а что будет с ценами в дальнейшем, эксперты пока не берутся предсказать. Но в том, что на них отразится повышение НДС аж на 20%, сомневаться не приходится.

Глава «АвтостатИНФО» уверен, что для автомобильного рынка такой высокий рост НДС окажется очень коварным. Сергей Целиков отметил, что при производстве автомобилей в Российской Федерации НДС платится несколько раз. И это, конечно, не может не сыграть свою пагубную роль при росте цен на автомобили уже после новогодних праздников.

Эксперты предрекают, что спрос как на отечественные, так и на иностранные автомобили в России в следующем году существенно снизится. И виной тому, конечно, повсеместное повышение цен. Из-за подорожания бензина и ГСМ многие граждане были вынуждены отказаться от собственного авто, а если им еще и придется покупать машины по более высокой цене, то количество автомобилистов снизится в разы.

versia.ru


Смотрите также