Гибкая и жесткая сцепка


Буксировка автомобиля — правила и виды буксировки

Буксировка автомобиля, выражаясь обывательским языком, представляет собой перевозку одного транспортного средства (практически «пассажира») другим. Необходимость буксировки возникает при внезапном отказе или поломке систем управления автомобилем. Например, в результате ДТП, когда автомобиль получает серьезные внешние и внутренние повреждения.

Общие правила буксировки транспортных средств

— Перевозка на буксире требует наличия у автомобиля-тягача  вспомогательных технических средств и оборудования, а также достаточно высокой квалификации водителя.

-На автомобиле-тягаче должен быть включен ближний свет, а на буксируемом автомобиле — аварийная сигнализация (если она неисправна, то крепится знак «Аварийная остановка»).

Запрещена перевозка пассажиров в кабине буксируемого и буксирующего автомобилей в связи со снижением их эксплуатационной надёжности.

— В качестве буксиров-тягачей запрещено использовать мотоциклы.

Скорость буксирования не должна превышать 50 км/ч (для автомобилей с механической трансмиссией) и 30 км/ч (для автомобилей с АКПП).

— Для автомобилей с АКПП также имеются ограничения на протяженность пути буксировки до 30-80 км., если колеса буксируемого автомобиля «едут» по дороге. При этом рычаг переключения скоростей должен быть установлен в положение «N» (нейтраль).  Это ограничение вызвано конструктивными особенностями автоматической трансмиссии во избежание перегрева трансмиссионного масла.

Перевозка автомобиля на буксире может осуществляться несколькими способами. Рассмотрим способы буксировки подробнее.

Буксировка на жесткой сцепке

В роли связующего элемента в этом случае выступает специальная металлическая тяга цилиндрической формы, либо буксировочная конструкция из двух тяг, соединенных под углом («треугольник»).

Данный вид буксировки не подходит для перемещения легковых автомобилей, потому что в их конструкции не предусмотрены места для крепления довольно увесистой жесткой тяги.

Правила буксировки на жесткой сцепке:

— Длина буксировочной тяги не должна превышать 4 метров.

— Водитель буксируемого средства должен находиться за рулем, чтобы придерживаться траектории движения, однако при сцепке типа «треугольник» это необязательно (хотя желательно).

— На жесткой сцепке запрещена буксировка автомобилей с неисправным рулевым управлением.

— Буксировка на жесткой сцепке допустима в гололедицу, при движении на скользкой дороге.

Буксировка на гибкой сцепке

Для того, чтобы осуществить буксировку на гибкой сцепке, следует использовать капроновый или стальной трос в качестве связующего звена. Кстати, капроновый фал ни в чем не уступает стальному (например, по прочности). Под нагрузкой капроновый фал начинает растягиваться. Благодаря этому, вероятность повредить детали кузова уменьшается, а обрыв или деформация буксирных проушин становятся практически невозможными.

Но и у капронового троса есть недостаток: в том случае, если он сильно провиснет, то, скорее всего, он сотрется об асфальт. Правда, сейчас этот «минус» ликвидирован, благодаря созданию специальной защитной оболочки для капронового троса. Сама оболочка тоже является достаточно гибкой. Применение такой конструкции не допускает провисание капронового фала (даже в тех случаях, когда между автомобилями образовывается минимальное расстояние в 1,5-2 метра).

Правила буксировки на гибкой сцепке:

— Протяженность троса для гибкой сцепки не должна превышать 4-6 метров.

— Буксировочный трос не должен провисать и касаться дороги.

— Для того, чтобы визуально обозначить трос, следует использовать 2 флажка (как минимум), размер которых составляет 215 на 200 мм, их следует разрисовать белыми и красными полосками по диагонали шириной 50 мм.

— Водитель буксируемого средства обязательно должен находится за рулем, чтобы придерживаться траектории движения и определенной дистанции.

— Буксировка на гибкой сцепке запрещена при нарушении рулевого управлении и/или системы тормозов у буксируемого автомобиля.

— Буксировка на гибкой сцепке запрещена в гололед.

Буксировка путем частичной или полной погрузки автомобиля

В качестве вспомогательного транспортного средства тут используют тягач-эвакуатор, оснащенный специальной грузовой площадкой и оборудованием, чтобы поднимать и надежно закреплять транспортируемый автомобиль.

Такой вид буксировки как раз-таки применяют при движении автомобилей в гололед, при неисправном рулевом управлении и отказавшей системе тормозов. То есть, во всех случаях, когда запрещена буксировка на гибкой либо жесткой сцепке.

Для автомобилей с АКПП, из-за вышеупомянутых особенностей конструкции, обычно применяют буксировку путем полной погрузки на эвакуатор.

В результате аварии автомобилю нередко требуется серьёзный кузовной ремонт. Подробнее о профессиональном кузовном ремонте вы узнаете на сайте www.avtort.ru.

С этой статьёй читают:

autocarinfo.ru

Гибкая и жесткая сцепка

В автосервисах представлен большой ассортимент запчастей, что позволит Вам не тратить время и силы, на поиск редких деталей и запчастей для ремонта авто. Если же нужной Вам детали нет в наличии, то специалисты могут организовать заказ и доставку этой детали.

Множество людей по всей России отдают предпочтения подержанным иномаркам по причине выгодного сочетания цены и качества. Именно поэтому продажа подержанных автомобилей сейчас набирает все большую популярность. Жесткая сцепка для легкового авто

Буксировка автомобиля запрещается: транспортных средств, у которых не действует рулевое управление; двух и более транспортных средств; транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. Гибкая и жесткая сцепка . При меньшей фактической массе буксир таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки; в гололедицу на гибкой сцепке.

Продажа авто и предоставление сервисного обслуживания - это основные направления деятельности автосалона. Автосалон – это новые автомобили и автозапчасти известных мировых автомобильных брендов. Жёсткая сцепка цена Там Вы сможете сравнить авто, узнать о преимуществах или недочетах тех или иных моделей, купить авто по дисконтной или корпоративной программе, оформить его в кредит.

В настоящее время стал доступным более надежный способ, при помощи жесткой сцепки, которая так же легко помещается в автомобиле (в сложенном состоянии она занимает места не больше обычного домкрата), легко раскладывается, просто соединяется. Гибкая и жесткая сцепка . При этом жесткая сцепка: обеспечивает стабильное расстояние между транспортными средствами; исключает сближение и рывки; дает быстрое начало движению; делает буксировку стабильной в неравномерном уличном движении; не требует от водителей большого опыта и дополнительных навыков.

Способ гибкой сцепки является самым опасным для участников дорожного движения, так как действия водителя эвакуируемого автомобиля, должны быть в высокой степени согласованы с действиями водителя тягача, что является довольно сложной задачей и требует предельной внимательности и осторожности со стороны водителей. В противном случае может произойти столкновение, обрыв троса, с дальнейшими непредсказуемыми последствиями.

Условия движения транспортных средств в процессе буксировки существенно отличаются от движения одиночных транспортных средств и автопоездов. Например, при использовании гибкой или жесткой сцепки это связано с ограничением обзорности с рабочего места водителя буксируемого транспортного средства и снижением возможности маневрирования для данного состава транспортных средств. Гибкая и жесткая сцепка .

Все вопросы законодательства, страхования и покупки авто в кредит обсуждаются в тематических подразделах автомобильного форума, а мнения владельцев и посетителей автофорума по каждой отдельной марке вы узнаете зайдя на любой автофорум. Чтобы найти ответы об обучении в городских автошколах, а также обо всем, что касается сдачи экзаменов и уроков вождения посетите разные автофорумы, почитайте отзывы.

При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки - нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке - не более 4 м.

Длина жесткого связующего звена не более 4 метров ограничена для исключения значительных отклонений буксируемого транспортного средства от траектории тягача. Гибкая и жесткая сцепка . Минимальная длина жесткой сцепки Правилами не ограничена. Однако по соображениям безопасности она не должна быть менее половины габаритной ширины тягача.

Назад, к статье "Жесткая сцепка"

xn----7sbbrcc3ad8bpdi0d7g.xn--p1ai

Жёсткая сцепка самодельная. — Mercedes Sprinter, 2.9 л., 1998 года на DRIVE2

Всем привет. Нашел фотки жесткой сцепки. Также у самого есть жесткая сцепка тоже выкладываю фотки серебристого цвета но для легковые на 1800кг. рассчитано, длину 1м 80см., две крайние трубы входят в центральную. Буду делать по мощнее и вам рекомендую, а еще один вариант, буксируем спринтера и протянули вакуум через всю машину свою и подсоединяет к буксируемой машине и работают у буксируемой тормоза. Возьмите на вооружение. Также жду ваших решений.

жесткая сцепка
aist-tools.ru/catalog/avtoaksessuary/
Правила жесткой сцепки. test.avtoport.ua/useful/6678

Жесткая сцепка беременных МВ спринтеров. pikabu.ru/story/beremennyiy_avtobus_1355303
Самая прикольная жесткая сцепка, последние фотки с тормозным дышлом, и тросиком на педаль.

Это моя жесткая сцепка купил по случайно. Последнюю.

Буксировочные тросы и сцепки
Самым распространенным видом буксировки является гибкая сцепка. Для этого используется матерчатый, синтетический или металлический трос, который занимает мало места, и поэтому есть в большинстве багажников, где находятся и другие автоаксессуары для авто. Для буксировки необходимо вкрутить в автомобили крепления, если таковые не предусмотрены производителем авто, к которым будет цепляться трос. На гибкой сцепке допустимо буксировать легковые автомобили.

Поскольку данный вид буксировки наиболее простой, он имеет ряд ограничений:

В обеих машинах должны быть водители;
Расстояние между автомобилями должно находиться в пределах 4-6 метров;
Трос должен иметь два светоотражающих прямоугольных устройства с размером стороны не менее 200 мм;
В буксируемом автотранспорте не должно быть пассажиров;
Буксируемый автомобиль должен иметь рабочую тормозную систему и рулевое управление;
Буксировка в гололед запрещена.
Как можно заметить, гибкой сцепке характерно множество недостатков. Простая жесткая сцепка решет большинство из них. Такая сцепка изготавливается из стали и имеет одну точку крепления в каждом автомобиле. Более сложные конструкции крепятся в нескольких местах к буксируемой машине, благодаря чему она двигается по прямой за буксировщиком.

Поскольку жесткая сцепка дороже, она имеется у меньшего числа водителей. Однако если купит этот автоаксессуар, то на нем можно буксировать тяжелые грузовые автомобили. Как и для гибкой сцепки, правила применения обычной жесткой сцепки требует наличия водителя в буксируемой машине и отсутствия в ней пассажиров. На жесткой сцепке можно транспортировать автомобили с нерабочей тормозной системой, если масса буксира больше буксируемой машины в 2 и более раза.

www.drive2.ru

Подкат — жёсткая сцепка для буксировки спортивных авто. — DRIVE2

Приветствуем всех неравнодушных к автоспорту.

Сегодня мы бы хотели рассказать про жёсткую сцепку с частичной погрузкой авто. В простонародье — "подкат". В нашей деревеньке широко известны два производителя. Оба делают телеги с поворотной платформой. О первом от знакомых слышали не самые лестные отзывы: тележки разваливаются, после каждой гонки их приходится латать и усиливать. У второго с надежностью телег полный порядок, но из-за высокой металлоемкости "подкаты" очень тяжёлые. И все бы ничего, но в последнее время о втором производителе ничего не слышно. Поэтому решили сварить телегу сами.

Начали с анализа и проектирования подката под наши нужды.
Решили делать жёсткую телегу по нескольким причинам:

1. Нам для перевозки автомобиля нужна минимальная высота погрузки, т.к. "Убийца Туперов" летом поедет на асфальте, что подразумевает установку подвески с минимальным дорожным просветом. Осуществить минимальную высоту погрузки на жёсткую телегу проще, т.к. поворотной надстройки нет.

2. Для дальнейшего обслуживания сцепки нам её необходимо загонять в наши боксы, а ворота у нас 2,5 м. С поворотным снова проблемы, т.к. он шире жёсткого. Имея опыт владения поворотным подкатом, можем сказать, что это серьезная проблема при хранении: мало гаражных боксов, куда можно загнать телегу.

3. Металлоемкость конструкции и, соответственно, стоимость — ниже. Меньшее количество узлов — большая надёжность. Да и изготовить жёсткий проще, чем поворотный.

Единственным минусом жёсткого подката является эффект подталкивания тягача в повороте. Именно из-за отсутствия возможности поворачивать.
Данная особенность чувствуется на лёгких тягачах, но в случае с нашим — это будет мало заметно. Да и маневрирований в узких местах за всю нашу историю путешествий было не так много. Оценив все плюсы и минусы, остановились на жестком подкате.

А дальше повествование в фотографиях:

Полный размер

Смоделировали платформу для погрузки. Сделали её чуточку шире, чтоб иметь возможность таскать любые машинки.

Полный размер

Вот такая вышла заготовка…

Полный размер

Далее к заготовке приварили крепления ступиц. Сами крепления, естественно, завтулены.

Полный размер

Вид с обратной стороны… Косынки для усиления с обеих сторон.

Полный размер

Примерка колёс. Проверка клиренса телеги, а также высоты погрузки.

Полный размер

Приварили дышло и укосины.

Полный размер

Пруток, на который будут ложиться сходни при погрузке, а также цепляться стяжка, фиксирующая автомобиль.

Полный размер

Привариваем усилители и косынки снизу телеги.

Полный размер

Покрашенная тележка. Появились крепления крыльев.

Полный размер

Покрасили чёрной краской с молотковым эффектом.

Полный размер

Шагрень позволяет скрыть некоторые изъяны металла, а также некоторые брызги от сварки полуавтоматом.

Полный размер

Прикрутили крылья.

Полный размер

Вот такими изготовили сходни. Покрасили их. В своё время столкнулись со слабым местом в сходнях других производителей. Приваренные снизу к несущей трубе поперечины отпадывали от нагрузки. Потому сами в основных несущих просверлили отверстия и вставили в отверстия поперечины. Надёжно!

Полный размер

Вот, что получилось в итоге.

Полный размер

Правда небольшая высота погрузки?! :)

Полный размер

Сходни при погрузке.

Полный размер

Заезжай… при такой высоте можно и руками затолкать, что может оказаться очень полезным.

Полный размер

А так сходни убираются в транспортном положении.

Полный размер

С другого ракурса…

Полный размер

Красота!

Будем рады сделать аналогичный подкат всем желающим. За подробностями в личку.
До новых встреч, друзья!

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Команда RT: постройка, обслуживание и ремонт автомобилей для автоспорта.
Наши ресурсы: VK | Instagram | Youtube

Автоспортивная подготовка www.x-avto.net
Спортивный бензин и качественные масла компании ТОТЕК

www.drive2.ru

Гибкая и жесткая сцепка в чем различие — правильные Ответы

Автор Виктор Юрьевич На чтение 11 мин. Просмотров 17 Опубликовано

Гибкая и жесткая сцепка в чем различие

Буксировка автомобиля с автоматической коробкой передач допускается на расстояние определенное производителем данного автомобиля, как правило, это 40-150км. При этом скорость буксировки должна быть не более 50 км/ч.

Приобретая жесткую сцепку, вы можете заказать доставку в такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа и во многие другие города России.

Виды буксировки

  1. За рулем буксируемого (находящегося сзади) автомобиля должен находиться водитель.
  2. Расстояние между буксирующим и буксируемым транспортным средством должно составлять от 4 до 6 метров.
  3. На тросе для буксировки должны быть установлены не менее двух световозвращающих предупредительных устройств размером 200 на 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами.
  4. Запрещается перевозить людей в буксируемом автобусе, троллейбусе или кузове буксируемого автомобиля.
  5. Запрещается буксировать автомобили с недействующим рулевым управлением.
  6. Запрещается буксировка автомобилей с недействующей тормозной системой.
  7. Запрещается буксировка в гололедицу.

На практике буксировка на жесткой сцепке применяется значительно реже буксировки на гибкой. Однако жесткие сцепки имеют несколько преимуществ перед гибкими. Например, они более прочные и позволяют осуществлять буксировку тяжелых грузовых автомобилей.

Как сделать жесткую сцепку для грузовых автомобилей

В соответствии с п. 20.3 при буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4–6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.

Как указано в п. 20.2 Правил, в целях обеспечения безопасности движения при буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля. При буксировке путем частичной погрузки запрещается нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

Буксировка с помощью гибкой и жесткой сцепки

  • трос на основе гибкой сцепки должен быть строго определенной длины, а именно не меньше 4 метров и не превышать длину 6 метров;
  • в автомобиле, который является буксируемым, т. е. тот который тащат на буксире сзади, должен всегда управляться водителем;
  • использующийся трос для буксировки должен иметь специальные обозначения — опознавательный значок из ткани или металла размером 20 на 20 см, сделанный на фоне белого цвета с красными чередующимися линиями в количестве минимум двух штук.

На автомобильных курсах в теории частично знакомят с понятием буксировки на различных сцепках, а вот попрактиковаться доводится попробовать далеко не многим. В самих ПДД теме механической буксировке отводится целая глава и во время изучения очень часто встречается это понятие. Единственное значение его может означать как буксировку прицепа, так и буксировку автомобиля.

Буксировка автомобиля: как правильно, разбираемся в нюансах

  • Буксировка ТС при любом виде сцепки должна осуществляться только при наличии водителя в буксируемом автомобиле. Исключением является только случай, когда конструкция осуществляет движение неисправного транспорта четко по траектории движения буксирующего ТС, но гибкий трос таковым не является.
  • Запрещается перевозка пассажиров в буксируемом транспорте.
  • Управлять транспортным средством, которое осуществляет буксировку, должен водитель со стажем не менее двух лет.
  • Расстояние между машинами должно быть в пределах от 4 до 6 метров.
  • На буксируемом автомобиле должна быть включена световая аварийная сигнализация, а если она отсутствует, то на задней части автотранспорта должен быть закреплен знак аварийной остановки.
  1. старайтесь управлять буксирующим автомобилем плавно, без дополнительных рывков;
  2. старайтесь держать трос в натянутом состоянии;
  3. не делайте слишком маленькую длину троса, ведь это ограничит обзор водителю буксируемого автосредства.
  4. У буксирующей машины зацеплять трос следует с левой стороны, а у буксируемой машины справа.

Про устройство и эксплуатацию автомобиля

Передачи желательно переключать позже и крутить двигатель до более высоких оборотов. Переключения должны быть быстрыми. Тянуть приходится значительно большую массу, а значит, инерцию машина потеряет значительно быстрее. Двигателю не хватит снизившихся оборотов, чтобы вытянуть машину. Это нужно понимать.

Важно помнить, что буксировка на гибкой сцепке в сложных погодных условиях Что советуют специалисты? Если за рулем буксирующего автомобиля находится водитель с меньшим опытом, нежели в буксируемой машине, то лучше поменяться местами. Почему именно так? Дело в том, что управление буксиром более сложное, чем управление обычным легковым авто. Также следует точно согласовать предстоящий маршрут. По ПДД и с точки зрения здравого смысла заранее рекомендуется обсудить сигналы. Возможно, это будет моргание дальним светом, различные другие жесты (например, рукой). Это основные правила буксировки. Также они прописаны в ПДД.

Правила буксировки автомобиля

При буксировке методом частичной погрузки передняя ось буксируемого автомобиля устанавливается в кузов буксирующей машины. Другой способ — когда передняя ось приподнимается над дорогой и закрепляется в специальном устройстве, жестко закрепленном на буксировщике. В этих случаях перевозка людей в буксируемом автомобиле и даже в кузове буксирующего запрещена.

Правилами дорожного движения установлено, что длина буксировочного троса должна быть от 4 до 7 метров. Более длинный трос является настоящей западней для невнимательных водителей. Как показывает практика, между неисправным автомобилем и тягачом может вклинится другая машина. Это приводит к возникновению весьма серьезных ДТП.

Жесткая сцепка для грузовых авто

Главная задача при буксировке заключается в том, чтобы исключить провисание троса во время движения. При сильном провисании возникает риск попадания троса под колеса буксируемого автомобиля и даже наматывания на него. Здесь особая роль принадлежит водителю буксируемого автомобиля, который должен постоянно отслеживать провисание троса во время движения, особенно на поворотах и остановках. Желательно, чтобы даже при торможении буксируемого автомобиля трос оставался натянутым.

К буксировочному тросу установлены четкие требования ПДД: расстояние между двумя автомобилями на гибкой сцепке должно быть от четырех до шести метров, а при жесткой – не более четырех метров. Правила дорожного движения запрещают буксировку транспортного средства в следующих случаях:

Жесткая сцепка своими руками для грузовых автомобилей

К основным преимуществам следует отнести также сохранение постоянной и неизменной дистанции между автомобилями во время буксировки. Качество подтверждается соответствующими сертификатами. Доступная цена только повышает их преимущество.

Сцепные муфты используются для соединения неосновных валов. Обычно несоосность валов. Допустимое несоответствие. Эти разъемы также допускают осевые перемещения. В то же время угловая скорость выходного вала. Элементы сцепления поз. 5 и 6, а ключевые швы проверяются дроблением и сдвигом, а поз. 1 и 2 и скручивание.

Как правильно буксировать на жесткой или гибкой сцепке – что говорят ПДД? Что такое жесткая сцепка для легковых автомобилей Правила буксировки на гибкой

Рассмотрим для начала переброску машины на гибкой сцепке. Это самый распространённый вид буксировки , для проведения которого необходимо вооружиться матерчатым тросом, имеющимся в наличии практически у каждого водителя. Этот вид троса находится в комплекте автомобилиста. Кроме него, в комплекте имеются основные составляющие: огнетушитель, и аптечка.

К буксировочному тросу установлены четкие требования ПДД: расстояние между двумя автомобилями на гибкой сцепке должно быть от четырех до шести метров, а при жесткой – не более четырех метров. Правила дорожного движения запрещают буксировку транспортного средства в следующих случаях:

Как правильно буксировать автомобиль

О том, как правильно буксировать автомобиль с АКПП знают далеко не все владельцы. Стоит понимать, что машину более предпочтительнее транспортировать в полупогруженном состоянии, а при необходимости преодоления больших расстояний – в полностью погруженном. Если же расстояние, которое потребуется преодолеть не более 50 км, буксировку автомобиля с АКПП необходимо осуществлять на небольшой скорости, с работающим мотором и положении переключателем передач, поставленном в положение «N».

  1. Гибкая сцепка. Для того чтобы разобраться, как правильно буксировать автомобиль на гибкой сцепке, необходимо определиться с тем, что из себя представляет «правильный» буксировочный трос. Каждый из них рассчитан на определенную нагрузку, превышать которую нельзя. Имеет значение и тип карабинов – оптимально, если они кованные, а не штампованные. Еще до начала движения трос для буксировки автомобиля должен быть «помечен» флажками или иными «метками» со светоотражающей поверхностью. Их должно быть, как минимум, два. Правила буксировки автомобиля на гибкой сцепке разрешают «тащить» лишь авто с исправными тормозами и рулем. Длина троса для буксировки автомобиля не должна превышать 6-ти метров.
  2. Жесткая сцепка. Здесь вместо троса применяются металлические приспособления различной конструкции. Это может быть простая штанга, с одной точкой крепления, а может представлять треугольную конструкцию, полностью фиксирующей буксируемое транспортное средство. Стоит обратить внимание на то, что жесткое приспособление для буксировки автомобиля должно иметь соответствующие документы, подтверждающие свое «заводское происхождение». Использование самодельных конструкций не допускается.
  3. Частичная погрузка. Данный метод относится к наиболее сложным, и для его реализации потребуется специальная техника. Для погрузки, как правило, требуется специальный кран, реже используются рельсы. По большей части таким способом осуществляется перегон новых грузовиков. Легковые авто буксируются таким образом в том случае, если они оснащены автоматической коробкой. Стоит отметить, что этот способ буксировки исключает возможность перевозки пассажиров не только в перевозимом авто, но и в самом «буксире», и для его реализации используется специальный прицеп для буксировки автомобиля частичной погрузки.

Правила буксировки автомобилей

Запрещено буксировать методом частичной погрузки автомобиль с неисправной тормозной системой. Исключение такое же, как и для жесткой сцепки: если фактическая масса буксирующего автомобиля в 2 и более раза больше, чем фактическая масса буксируемого.

Буксировка на гибкой сцепке. Это самый распространенный и простой вид буксировки, трос или лямку для которого можно найти в багажнике практически любого автомобиля. Помимо буксировочного троса для буксировки на гибкой сцепке нужны также буксировочные крюки или проушины на обоих автомобилях.

Гибкая и жесткая сцепка в чем различие

В отличие от троса, который есть в комплекте у каждого автомобилиста, жесткая сцепка — редкий атрибут. Чаще ею пользуются эвакуаторы. Но буксировка на жесткой сцепке предполагает то же дополнительное оборудование: знак аварийной остановки, аптечку и огнетушитель. В данном случае трос может провисать до покрытия дороги. Само устройство сцепки может иметь различные конструкции. Например, самые простые предполагают по одной точке крепления к каждой из машин. В основном, такую конструкцию имеет жесткая сцепка для легковых автомобилей. Более сложные сцепки имеют несколько точек и позволяют буксировать транспортное средство ровно по одной колее с тягачом, без малейшего смещения в стороны. Для каждого типа устройств разработаны различные правила буксировки. Буксировка на жестком устройстве позволяет перегонять тяжелые автомобили.

На сегодняшний день в продаже предложено огромное многообразие различных жестких сцепок. Перед покупкой в первую очередь необходимо убедиться, что устройство соответствует тоннажности вашего автомобиля. Далее определяется конструкция, которая вам необходима, – простая или сложная. От этого будет зависеть, будете ли вы вызывать эвакуатор в сложных случаях либо воспользуетесь услугами проезжающих мимо автомобилистов. Также необходимо учесть, помещается ли устройство в багажник вашего автомобиля и сколько места оно в нем занимает. На сегодняшний день существуют телескопические модели, которые в сложенном состоянии имеют минимальные габариты. О стоимости говорить не стоит – это «решает» ваш кошелек. Также можно самостоятельно изготовить устройство. Жесткая сцепка, своими руками изготовленная, в отдельных случаях может быть единственным вариантом подобных механизмов для перевозки в багажнике вашего автомобиля.

Правила ПДД о буксировке автомобилей

У авто, которое двигается первым, должны гореть фары ближнего света. У позади идущего ТС должны гореть аварийные огни. Это требование соблюдают все. Необходимо понимать, что вечером без включенных световых приборов другим водителям будет сложно понять, что ТС находится на буксире.

Гибкая сцепка является наиболее часто встречающимся вариантом транспортировки авто. Чтобы сделать ее, понадобится мягкий трос, имеющий крепления. При сильной нагрузке он будет растягиваться. За счет этого будет снижен риск повреждения ТС.

Что такое жесткая и гибкая сцепка

Существуют сотни ситуаций, в которых может потребоваться использование буксировки или эвакуатора. В данных ситуациях необходимо здраво рассудить и принять правильное решение, ведь последствия ошибки могут быть удивительно неприятными. Жесткая сцепка используется в тех случаях, если водитель ведущего транспортного средства обладает необходимыми навыками, а машина технически готова к такому вызову. Очень важно соблюдать определенные правила, прописанные в государственных документах, чтобы не заплатить штраф и не нивелировать все выгоды от экономии на оплате услуг эвакуатора.

Переделал таз 2104 под техничку, сварил подкат с вращающейся платформой, катаю тазы на соревнования, иногда колымлю эвакуацией, когда везу пустой подкат, скидываю на него комплект колёс с багажника крыши, чтоб пустой не прыгал. На тачке наклейки команды наклеены, с пометкой «ТЕХНИЧКА», ни разу не остановили. Категория В,С.

lawgrupp.ru

Жёсткая сцепка на легковое авто

Жесткая сцепка считается универсальным способом транспортировки всевозможного вида автомобиля на расстоянии. Такой способ удобен и экономичен в эксплуатации. Этот вид сцепки подойдет практически к любому автотранспортному средству. В каждой машине должна находиться эта сцепка. Ведь на дороге могут случиться разные случаи.

Существует два вида жесткой сцепки:

  1. Жесткая сцепка сделана из буксировочной штанги, которая складывается, а звенья выполнены из шарнирных соединений.
  2. Сцепка выполнена из треугольника для буксировки, который складывается. Она изготовлена из двух штанг, в соединении также применяются шарнирные звенья.

Такое средство не нужно предварительно подготавливать для применения. Можно применять автомобилю горизонтально и вертикально расположенные проушины. При производстве применяется труба, отвечающая промышленным характеристикам.

При применении в буксировке штанги, то водитель должен присутствовать и управлять автомобилем, который транспортируют. При использовании буксировочного треугольника, во втором автомобиле может не сидеть автолюбитель.

Какова длина должна быть у легковой машины?

Жесткая сцепка гарантирует безопасность и поддерживает комфорт при транспортировке на крупные дистанции. Жесткая сцепка может употребляться для легкового и  грузового транспортного средства.

Длина жесткого способа транспортировки ограничена 4 метрами.

Минимальный размер, наоборот, не установлен, но признано для безопасности считать, что не может быть меньше половины от ширины габаритов тягачного автомобиля.

Такие ограничения необходимы для обеспечения беспроблемного маневрирования автомобилей на креплении, чтобы они не касались друг друга.

Правила эксплуатации на жесткой сцепке

Общие правила при буксировке:

  • Для перевозки у тягача должны находиться специальные дополнительные  технические средства и оснащение. Также необходим большой опыт вождения автомобиля.
  • У тягача необходимо включить освещения, а на машине, которую буксируют аварийную сигнализацию. Если она не в рабочем состоянии, то понадобится прикрепить к стеклу в заде аварийную остановку.
  • Не разрешается перевозить людей в тягаче, который тащат, из-за понижения надежности эксплуатации.
  • Мотоцикл не может быть тягачом.
  • Скорость при транспортировке машины с механической коробкой передач не может быть выше 50 км/ч, а с автоматической коробкой 30 км/ч.
  • У автомобиля с автоматической коробкой передач есть еще ряд ограничений.
  • Если автомобиль сам двигается по дороге, то длина транспортировочного пути, не должна быть выше 80 км.
  • Рычаг для переключения скоростей необходимо установить в нейтральное положение. Это необходимо по конструктивной специфике, чтобы не перегрелось масло в трансмиссии.

Правила транспортировки на жесткой сцепке

  • Длина крепления при перевозке не может быть более 4 метров.
  • Водитель машины на буксире должен сидеть за рулем, чтобы регулировать линию движения. Если движение происходит треугольной сцепкой, то водитель необязателен, но желателен.
  • На жесткой сцепке нельзя отгонять машину, у которой внерабочем статусе рулевое управление.
  • В гололедицу и на скользкой дороге разрешается перевозка на жесткой сцепке.
  • Нельзя тащить свыше 1 ТС.
  • Само жесткое крепление, должно быть, в предупреждающих знаках. Можно использовать щитки или флажки, на которые нанесено с чередованием красные и белые светоотражающие полосы.
  • При поврежденной тормозной системе, вес транспортируемого автомобиля должен быть в два раза меньше тягача.

Достоинства жесткой сцепки

Жесткое крепление производится в виде штанги или треугольника. Они имеют компактный вид и легко располагаются в багажнике автомашины.

Структура имеет габариты обыкновенного домкрата. Легко изменяется и становится твердым, превращаясь в способ для буксировки.

Если рассматривать жесткое крепление с гибким соединением, то у первой есть большое количество преимуществ:

  • При использовании жесткого крепления, расстояние между автотранспортными средствами всегда будет оставаться одинаковым.
  • При таком виде транспортировке требуется только один водитель тягача, с невысокими квалификационными требованиями.
  • Этот вид перевозки является самым безопасным.
  • Такой вид буксировки можно применять постоянно. В негативные погодные и дорожные условия, в большом потоке автомобилей и разнообразных неисправностей.
  • Доступная стоимость средства.

Когда не стоит браться за буксировку на жесткой сцепке?

Быть тягачом автомобиля с большим весом, лучше на мягкой сцепке. Самый лучший вариант это отказаться от данного вида буксирования, но в ситуации, когда другого решения нет, примените непосредственно трос с мягкой сцепкой.

При этом тормозная система у буксируемого транспортного средства будет работать самостоятельно.

Если перевозка будет происходить посредством жесткого крепления, то последуют периодически толчки сзади, что может привести к плачевным результатам.

Существуют еще некоторые причины для отказа в отгоне на твердой сцепке:

  • У водителя тягача довольно маленький опыт вождения автомобиля.
  • Транспортное средство сильно повреждено, испорчены колеса или другие важные характеристики.
  • Автомобиль, который надо отогнать, очень тяжелый и ли имеет большие габариты. Вследствие чего есть большая вероятность, что он испортит тормозную систему у тягача.
  • Если буксир имеет автоматическую коробку передач, и не имеет возможности регулировать сцепление.
  • Невозможно надежно установить сцепку, остается вероятность ее потери по дороге следования.

[box type=»download»] Водителю самому необходимо принять решение об использовании одного из способа транспортировке транспортного средства. Если транспортировка способна доставить сложности или причинить технический вред автомобилю, следует отказаться постараться решить ситуацию другими методами. Самым лучшим способом в этой ситуации будет вызвать эвакуатор и отправить поврежденное или неисправленное ТС в направлении, которое необходимо.[/box]

Подготовка к буксировке транспортного средства

Рассмотрим алгоритм действий при подготовке к буксировке.

  • Нужно оценить вес автомобиля. Тягач должен быть тяжелее машины, которую требуется оттащить.
  • Жесткое крепление должно подходить по креплению и грузоподъемности буксируемого автомобиля.
  • Водитель буксировщика нужно проверить, как натянуты ремни и наличие охлаждающей жидкости. При транспортировке, если не будет хватать жидкости, двигатель может перегреться.
  • До транспортировки водителям нужно договориться о сигналах, которыми они будут сообщать друг другу нужную информацию.
  • У водителя тягача обзор заднего вид должен быть хороший, что позволит контролировать передаваемые сигналы.

Транспортировка автомобиля на жесткой сцепке

Самый трудный момент — старт буксировки:

  • Автолюбитель транспортного средства, который буксирует, должен удостовериться, что автомобиль снят с ручного тормоза, и проверить включена ли передача.
  • Шофер тягача должен начать движение на низкой передаче.
  • Автомобиль необходимо приводить в движение медленно и без рывков тянуть за собой буксир.
  • До переключения передачи, необходимо набирать скорость максимально долго.
  • Переключение передач должно происходить с максимально высокой скоростью. Это позволит свести к минимуму потерю в скоростях.
  • Двигатель тягача должен работать при высоких оборотах.
  • На буксируемом транспорте необходимо включить аварийную сигнализацию. Если она неисправна, то потребуется на багажник прикрепить аварийный знак.
  • Необходимо медленно и плавно перестраиваться и тормозить. Обязательно следует удостовериться, что две машины смогут проехать в определенных условиях, например, под светофор.
  • При перевозке нагрузка на движок возрастает. Поэтому необходимо постоянно следить за температурой охлаждающей жидкости.
  • В основном в автомобилях система торможения и управление руля связано с работой движка. Они не будут работать при отключении двигателя. Из-за этого для торможения понадобится нажимать на тормоз гораздо сильнее и для поворота потребуется больше усилий.

Особенности буксировки автомобиля с автоматической коробкой

Правила для легковых автомашин распространяются и на автомобиле с автоматической коробкой передач (АКПП). Но при этом существуют свои особенности и правила.

Рассмотрим почти одинаковые ситуации:

  • Тягачом вступает автомобиль с автоматической коробкой передач и тянет другую машину.
  • Транспортное средство тянет автомобиль с АКПП.
  • Затруднение буксировки автомобиля с АКПП происходят из-за принципа работы. При неработающем двигателе не функционирует масляный насос, а конструкция АКПП работает. Происходит нагрев, а охлаждения нет.

Автомобиль с АКПП используется в узком спектре нагрузок. Эти характеристики нужно учитывать, если собираетесь буксировать автомобиль с автоматической коробкой передач.

Буксировка автомобиля с автоматической коробкой

В руководстве по использованию автомобиля прописан способ, с помощью которого разрешена транспортировка сломанного автомобиля. Если в руководстве указанно, что транспортировка возможна только на эвакуаторе, то таким способом и надо воспользоваться.

Если вы все-таки решили буксировать транспортное средство при помощи сцепки, то алгоритм действий следующий:

  • Необходимо проверить трансмиссионную жидкость в коробке.
  • Разблокировать рулевое управление, это можно сделать путем поворота ключа зажигания.
  • Рычаг переключения коробки поставить на нейтральное положение.
  • Скорость должна быть не выше 50 км/ч, а расстояние не больше 50 км.
  • Необходимо контролировать нагрев трансмиссионной жидкости, если требуется останавливаться, чтобы охладить ее.

Если нужна транспортировка на большее расстояние, то необходимо вызвать эвакуатор.

Тягач автомобиль с АКПП

  • Автомобиль, который тянут, должен быть меньшего размера тягача.
  • Скорость при движении не должна превышать 40 км/ч.
  • Ручку в коробке поставить на пониженную передачу.
  • Применить только жесткое крепление.

Транспортировка автомобилей с полным приводом, возможна, только с применением эвакуатора.

Как выбрать жесткую сцепку?

В настоящее время в магазинах предлагается огромный ассортимент разнообразных жестких сцепок:

  • При оплате требуется удостовериться, что сцепка подойдет для вашего транспортного средства по тоннажности.
  • Нужно решить какая конструкция вам больше подойдет – усложненная или простейшая. От этого выбора будет зависеть, понадобится ли вам вызывать эвакуатор, или вам смогут помочь проезжающие автомобили.
  • Необходимо определиться с размером, и проверить помещается ли система в багажник, прежде чем ее купить и насколько много места она занимает. В данный момент существует система телескопического выдвижения, она позволяет сделать жесткую сцепку минимальных габаритов.
  • Существует разнообразная цена. Все зависит от толщины вашего кошелька.
  • Сцепку можно изготовить самостоятельно. Она будет точно подходить под ваши размеры и соответствовать всем характеристикам.

Вызов эвакуатора

Если ситуация не отвечает условиям перевозке автомобиля на жестком креплении, даже если эта сцепка лежит у вас в багажном отделении, лучше заказать эвакуатор. Необходимо записывать в книжку для записей подобного рода телефоны.

Если у вас нет номера, позвоните в экстренную службу.

Для того чтобы не было повода использовать сцепку необходимо следить за автомобилем. Проходите ТО в положенное время и проверяйте машину, перед тем как выехать на дорогу.

autojurist911.ru

Подкат — жёсткая сцепка для буксировки спортивных авто. — DRIVE2

Приветствуем всех неравнодушных к автоспорту.

Сегодня мы бы хотели рассказать про жёсткую сцепку с частичной погрузкой авто. В простонародье — "подкат". В нашей деревеньке широко известны два производителя. Оба делают телеги с поворотной платформой. О первом от знакомых слышали не самые лестные отзывы: тележки разваливаются, после каждой гонки их приходится латать и усиливать. У второго с надежностью телег полный порядок, но из-за высокой металлоемкости "подкаты" очень тяжёлые. И все бы ничего, но в последнее время о втором производителе ничего не слышно. Поэтому решили сварить телегу сами.

Начали с анализа и проектирования подката под наши нужды.
Решили делать жёсткую телегу по нескольким причинам:

1. Нам для перевозки автомобиля нужна минимальная высота погрузки, т.к. "Убийца Туперов" летом поедет на асфальте, что подразумевает установку подвески с минимальным дорожным просветом. Осуществить минимальную высоту погрузки на жёсткую телегу проще, т.к. поворотной надстройки нет.

2. Для дальнейшего обслуживания сцепки нам её необходимо загонять в наши боксы, а ворота у нас 2,5 м. С поворотным снова проблемы, т.к. он шире жёсткого. Имея опыт владения поворотным подкатом, можем сказать, что это серьезная проблема при хранении: мало гаражных боксов, куда можно загнать телегу.

3. Металлоемкость конструкции и, соответственно, стоимость — ниже. Меньшее количество узлов — большая надёжность. Да и изготовить жёсткий проще, чем поворотный.

Единственным минусом жёсткого подката является эффект подталкивания тягача в повороте. Именно из-за отсутствия возможности поворачивать.
Данная особенность чувствуется на лёгких тягачах, но в случае с нашим — это будет мало заметно. Да и маневрирований в узких местах за всю нашу историю путешествий было не так много. Оценив все плюсы и минусы, остановились на жестком подкате.

А дальше повествование в фотографиях:

Zoom

Смоделировали платформу для погрузки. Сделали её чуточку шире, чтоб иметь возможность таскать любые машинки.

Zoom

Вот такая вышла заготовка…

Zoom

Далее к заготовке приварили крепления ступиц. Сами крепления, естественно, завтулены.

Zoom

Вид с обратной стороны… Косынки для усиления с обеих сторон.

Zoom

Примерка колёс. Проверка клиренса телеги, а также высоты погрузки.

Zoom

Приварили дышло и укосины.

Zoom

Пруток, на который будут ложиться сходни при погрузке, а также цепляться стяжка, фиксирующая автомобиль.

Zoom

Привариваем усилители и косынки снизу телеги.

Zoom

Покрашенная тележка. Появились крепления крыльев.

Zoom

Покрасили чёрной краской с молотковым эффектом.

Zoom

Шагрень позволяет скрыть некоторые изъяны металла, а также некоторые брызги от сварки полуавтоматом.

Zoom

Прикрутили крылья.

Zoom

Вот такими изготовили сходни. Покрасили их. В своё время столкнулись со слабым местом в сходнях других производителей. Приваренные снизу к несущей трубе поперечины отпадывали от нагрузки. Потому сами в основных несущих просверлили отверстия и вставили в отверстия поперечины. Надёжно!

Zoom

Вот, что получилось в итоге.

Zoom

Правда небольшая высота погрузки?! :)

www.drive2.com

Жесткая сцепка на грузовой автомобиль. Общие технические требования. методы испытаний.

Транспортировка прицепов и других транспортных средств с помощью автомобиля имеет определенные особенности. В частности, авто с поврежденной тормозной системой и рядом других особенностей придется транспортировать на жесткой сцепке. Все прицепы, включая устройства, оснащенные дополнительные тормозами, также должны буксироваться с помощью жесткой сцепки. С одной стороны, в этой сфере все понятно. Но есть масса нюансов, которые следует учитывать. Для начала стоит почитать правила и законы, чтобы понять особенности эксплуатации автомобилей с буксируемым прицепом или другим ТС на жесткой сцепке. Затем следует послушать водителей, которые имеют определенный опыт использования такого типа буксировки. Оказывается, в жесткой сцепке для легковых автомобилей есть определенное количество тонкостей, которые никто не учитывает.

Следует понять, почему именно жесткая сцепка является лучшим способом буксировки, а также различить понятия. Сегодня популярным товаром на полках автомобильных магазинов стала складная жесткая сцепка. Это не самый лучший вариант - лучше выбрать обычный качественный трос. А вот для тяжелого автомобиля при буксировке лучше использовать качественные вариант жесткой сцепки. Это намного безопаснее и проще для эксплуатации. В таком случае водитель буксируемого автомобиля не имеет особых шансов разбить буксирующее транспортное средство. Впрочем, ситуации бывают разные.

Основные правила, регулирующие эксплуатацию жесткой сцепки

Жесткий вариант сцепки с буксирующим автомобилем должны иметь все без исключения прицепы. Использование мягких вариантов доступно только в том случае, если буксируемое авто обладает исправной тормозной и рулевой системой. Все эти особенности закреплены в правилах дорожного движения. Если вы придумаете возможность транспортировать прицеп на мягкой сцепке, на следующем же посту ГИБДД получите неплохой штраф. Также жесткая сцепка используется в случае, когда буксируемый автомобиль получил неисправности тормозной системы или рулевого управления, эксплуатация и буксировка на мягком тросу может быть опасной. Главные особенности безопасной буксировки на жесткой сцепке следующие:

  • буксируемый автомобиль не имеет шанса въехать в буксир, поскольку жесткая сцепка обеспечивает определенную дистанцию;
  • сама штанга сцепки (она может быть одинарная или двойная) должна быть окрашена в яркий цвет или помечена сигнальными флажками;
  • буксировка на такой растяжке гарантирует придание буксируемому автомобилю направления движения буксира;
  • правила иллюминации остаются прежними - переднее авто включает ближний свет фар, а заднее - аварийную сигнализацию;
  • буксировка возможна на скорости до 50 километров в час, если речь идет о двух легковых автомобилях;
  • на деле не стоит превышать скоростной режим в пределах 40 километров в час - это оказывается безопаснее.


Также существует множество тонкостей, которые касаются коммерческого транспорта или поврежденных в разных вариантах автомобилей. Вывод лучше сделать такой: если вы собираетесь буксировать авто, поврежденное в ДТП, следует использовать жесткую сцепку. Это поможет вам избежать возможных проблем и получить больше шансов безопасно доехать до места назначения. Важно при этом использовать только уверенные скоростные режимы, избегать резких движений как в буксире, так и в ведомом транспортном средстве. Для понимания природы буксировки следует поговорить о функциональной стороне вопроса.

Как вести себя при буксировке автомобиля на жесткой сцепке?

Если для водителя ведомого транспортного средства задача кажется простой - крутить руль в нужном направлении, то для буксира существует намного больше интересных тонкостей поездки. Важно выбирать правильные скоростные режимы, не забывать о значительном увеличении габаритов транспортного средства из-за наличие жесткого прицепа, а также избегать резких движений рулевым колесом. Помните, что жесткая сцепка при резких поворотах и крутых виражах может легко повредить как ведущий, так и ведомый автомобиль. Достаточно одного неправильного движения, чтобы получить проблемы. Базовые рекомендации инструкторов, которые учат водить автомобили с жесткой сцепкой, следующие:

  • откажитесь от идеи сдавать назад, а в случае необходимости делайте это согласовано и очень аккуратно;
  • плавно набирайте скорость - все рывки будут вредить подвеске задней части вашего автомобиля;
  • дольше держите сцепление в активной фазе, если у вас ручная коробка передач - коробка не рассчитана на такие нагрузки;
  • не используйте машины с АКПП для буксировки - это может стоить слишком дорого при последующем ремонте;
  • без опыта вождения автомобиля менее одного года не соглашайтесь буксировать другие транспортные средства на любой сцепке;
  • исключительно плавно набирайте скорость и забудьте о резком торможении - лучше тормозить легким нажатием на педаль;
  • по возможности держите связь с водителем буксируемого автомобиля (только через гарнитуру или громкую связь в автомобиле).

Такие рекомендации практически полностью подходят и к буксировке автомобиля на мягкой сцепке. Жесткую сцепку рекомендуется использовать в тех случаях, когда буксировать приходится достаточно большое транспортное средство. Это связано с тем, что большая масса автомобиля может набрать инерцию и ударить буксирующий транспорт. В таком случае неприятно будет всем, так что при отсутствии жесткой сцепки лучше воспользоваться услугами эвакуатора. Вообще, если вы не уверены в своих силах, воспользуйтесь другими методами транспортировки поврежденного автомобиля. Это поможет вам полностью забыть о проблемах и получить нормальный сервис от специалистов.

Когда вообще не стоит браться за буксировку на жесткой сцепке?

Буксировать автомобили, которые имеют больший вес, чем сам буксир, лучше на мягкой сцепке. Конечно, от такого процесса лучше вообще отказаться, но если ситуация не имеет других решений, воспользуйтесь именно мягким тросом. Так тормозная система большого автомобиля будет отрабатывать самостоятельно, а в случае с жесткой сцепкой придется принимать постоянные толчки в спину, которые могут закончиться плачевно для буксирующего автомобиля. Также существует ряд иных ситуаций, в которых лучше отказаться от буксировки на жесткой сцепке:

  • водитель буксируемого транспортного средства не имеет достаточно опыта управления транспортом;
  • автомобиль сильно поврежден, визуально нарушены углы установки колес и прочие важные критерии;
  • машина слишком большая и тяжелая, она может попросту испортить тормозную систему буксира;
  • на буксире установлена автоматическая коробка передач, нет возможности регулировки сцепления;
  • нет возможности хорошо зацепить элементы жесткой сцепки, есть риски их отпадания по пути следования.


Водитель сам должен принять решение, использовать ли жесткую сцепку или какие-либо другие способы буксировки для помощи владельцу иного транспортного средства. Если это

orthograf.ru


Смотрите также