Фильтр автоматической коробки передач


как часто менять, зачем это нужно, виды фильтров

Автоматическая коробка переключения передач является одним из наиболее дорогостоящих элементов автомобиля. В зависимости от модели и правильности эксплуатации, ресурс агрегата может варьироваться в значительных пределах. Чаще всего, к моменту выхода из строя коробки передач, гарантия на машину подходит к концу, и водителю приходится за свой счет оплачивать ремонт АКПП. Чтобы отсрочить момент поломки трансмиссии, нужно регулярно менять ее расходные материалы: масло и фильтр. И если о замене масла многие водители знают, то про фильтр они чаще всего забывают.

Зачем менять фильтр в АКПП

Фильтрующие элементы установлены сразу в нескольких агрегатах автомобиля, в том числе в автоматической коробке передач. Задача данного фильтра не отличается от предназначения, например, масляного. Он необходим, чтобы в элементы трансмиссии не попадала грязь, металлическая стружка и другой «мусор», способный им навредить. При этом масло (жидкость) должна проходить без нареканий.

С течением времени фильтр забивается мусором, который он задерживает, из-за чего уже не может пропускать под необходимым давлением жидкость ATF. Это приводит к тому, что масляный насос не может работать в прежнем режиме, то есть снижается давление масла. Данный фактор негативно сказывается на элементах АКПП, в том числе фрикционных дисках, соленоидах и других компонентах. По причине образовавшегося низкого давления, фрикционы не смогут нормально сжиматься и начнут «пробуксовывать», что отразится на их износе в негативную сторону, иначе говоря, он ускорится.

Вовремя заменив фильтр в АКПП, можно избежать описанных выше проблем.

Как часто менять фильтр в АКПП

Практически никогда в инструкции по технической эксплуатации автомобиля производители не указывают рекомендованные сроки замены фильтра автоматической коробки передач. При этом выполнять такую работу необходимо, если есть желание максимально долго поддерживать трансмиссию в рабочем состоянии.

Согласно рекомендациям мастеров, лучшим решением является замена фильтра в АКПП одновременно с заменой жидкости ATF. Для современных автомобилей рекомендованный срок замены жидкости составляет 60-70 тысяч километров пробега. В более старых автомобилях данный срок около 30-40 тысяч километров пробега.

Важно: Некоторые современные автомобили оснащаются необслуживаемой трансмиссией, у которой отсутствует поддон с фильтром. Иначе говоря, чтобы в ней заменить фильтр, потребуется практически полностью разобрать коробку передач, и выполнять такую работу должны профессионалы. Чтобы фильтр в такой трансмиссии оставался чистым максимально долго, рекомендуется в два раза снизить пробег до полной замены жидкости в коробке передач. Иначе говоря, если в обычных современных автомобилях менять масло в АКПП нужно 1 раз на 60 тысяч километров, то в необслуживаемой трансмиссии 1 раз на 30 тысяч километров.

Какие бывают фильтры АКПП

Фильтры для автоматической коробки передач активно эволюционировали за последние несколько лет, вместе с самой трансмиссией. Разработчики стараются увеличить их ресурс, снизить стоимость и сделать более экологически чистыми.

По типу крепления фильтры АКПП можно разделить следующим образом:

  • Установленные снаружи коробки передач. Преимущественно это старые фильтры АКПП, которые уже не встретить на новых автомобилях. Они выглядели как масляные фильтры, и их главным плюсом была простота замены. Такой фильтр по истечению срока службы достаточно было выкрутить и установить на его место новый. Но при этом такие фильтры имели малую очищающую поверхность, из-за чего она быстро забивалась мусором, который препятствовал прохождению жидкости ATF, что приводило к выходу из строя коробки передач, если водители вовремя не меняли фильтрующий элемент.
  • Установленные внутри коробки передач. Современные трансмиссии оснащаются внутренними фильтрами, которые имеют в разы большую поверхность фильтрации, чем наружные варианты. За счет увеличения площади фильтрации, повысился срок службы таких фильтров, и именно для них актуален цикл замены в 60-70 тысяч километров пробега.

Минусы такого решения очевидны – фильтр находится внутри коробки передач, и его замена вызывает трудности. В некоторых типах трансмиссий имеется поддон, скрутив который, можно заменить фильтр, в других его нет, и замена фильтрующего элемента не предполагается.

Стоит отметить, что на малом количестве моделей автомобилей применялась «гибридная» технология фильтрации масла АКПП. Устанавливались два фильтра – внутренний и внешний, которые совместно фильтровали жидкость. Чаще всего, в таких трансмиссиях требовалось менять только внешний фильтр.

Помимо разделения по типу крепления, фильтры в АКПП отличаются по материалу фильтрующего элемента:

  • Металл. В старых фильтрах часто фильтрующим элементом была мелкая металлическая сетка. Она задерживала различный мусор, но не весь. Мелкая грязь, сажа, гарь и другие микрокомпоненты проходили сквозь фильтрующий элемент и попадали в трансмиссию. Из-за этого менять масло нужно было как можно чаще, чтобы уменьшать количество вредных примесей в нем. При этом плюсом такого фильтра была долговечность, когда он забивался, его можно было снять, промыть и установить на место.
  • Бумага. Текущие фильтры в АКПП выполняются из бумаги, как, например, масляные фильтры двигателя. Такие фильтрующие элементы значительно лучше металлических вариантов удерживают мусор, в том числе и мелкий. Однако, их нельзя промыть при загрязнении, что предполагает затраты на покупку новых элементов.

Своевременная замена фильтра в автоматической коробке передач позволяет увеличить ее срок службы на 30-50%.

Загрузка...

okeydrive.ru

Неожиданная проблема: устройство и замена фильтра АКПП

Заговоры окружают нас со всех сторон. К этому можно относиться с юмором, а можно и нет. Например, ни для кого не секрет, что срок службы современных автомобилей, несмотря на научно-технический прогресс и массовое производство, сократился в несколько раз. Как такое возможно? Да очень просто: все это делается намеренно, рассчитывается прогнозируемое старение, а причина, в принципе, всем понятна – заставить покупателя приобрести новый автомобиль, а старый списать, и желательно, чтобы последний никому не достался, а отправился сразу в металлолом. Зачем? Резонов несколько, и все они уважительные. Основной – разогнать застоявшуюся кровь экономики. Если экономика работает как хорошо смазанный часовой механизм и каждый член общества является его винтиком, сие и вправду здорово. На каждом витке денежная масса возрастает, увеличивается валовый продукт, и народ становится немного богаче. Потом идеологическая составляющая – экология, которой автомобильное лобби размахивает, как красным флагом, перед носом наивных любителей природы, также объясняет сокращение срока службы и увеличение конечной стоимости автомобилей. Но это там, а мы живем в России. У нас на экологию по большому счету всем наплевать, хотя соответствующие службы и пытаются делать хорошую мину при плохой игре.

В общем, россиянам лучше бы подошли более долговечные автомобили, а то завтра очередной кризис, машина, в соответствии с «прогнозируемым старением», развалится на части, а новую купить будет не на что. С ремонтом автомобилей сейчас возник ряд серьезных проблем, оно и понятно, производители пытаются сделать свою технику максимально неремонтопригодной или очень дорогой при восстановлении. Все идет в строку: рычаги подвески неразборные, ДВС не имеют ремонтных поршней, топливная аппаратура меняется сразу узлами, как электрика и электроника. В общем, попробуй почини (или попробуй заработай на качественный ремонт). Даже на этом мрачном фоне АКПП выглядит как ферзь на шахматной доске, играющий за автопроизводителей. Если сделать коробку необслуживаемой, больше гарантийного срока она вряд ли протянет. Коли и переживет его на пару десятков тысяч километров у очень аккуратного и меланхоличного водителя – очень хорошо. Стоимость нового «автомата» сравнима со стоимостью б/у авто, восстановить сей сложный и прецизионный механизм мало кто возьмется, и это очень дорого, а на контрактную коробку серьезной гарантии никто не даст. В общем, ограничил срок службы АКПП – задачу, считай, выполнил.

Однако стоит начать сначала. О конструкции «автоматов» мы уже писали, как и об особенностях их эксплуатации, так что не будем повторяться. Подробнее остановимся на функциях фильтра АКПП. Когда коробки были простыми гидравлическими, безо всяких электронных наворотов, даже тогда трансмиссионное масло ATF нуждалось в замене. Причем ресурс «минералки» был порядка 30 000–40 000 км, и любой адекватный человек понимал: меняешь масло – меняй фильтр, иначе смысла в данной работе мало – забитый фильтр будет создавать дополнительное гидравлическое сопротивление, и чем дальше, тем сильнее, и если даже ATF чиста как слеза, «автомат» от кончины это не убережет. Масляное голодание для АКПП означает быструю смерть.

Когда-то фильтрацию ATF простых старых «автоматов» неплохо обеспечивала простая мелкая металлическая сетка, завальцованная в корпус, иногда обходились даже без корпуса – главное, не пустить продукты износа гулять по масляным магистралям. В 90-е, по бедности своей, такие сеточки иногда просто промывали в ацетоне и ставили обратно. Извлечь из АКПП подобный фильтр изначально труда не составляло: открутил поддон коробки – вот он, вытаскивай и меняй. При подобном раскладе коробка способна была пережить сам автомобиль, но это всех перестало устраивать. Началась эпоха маркетинга и Евро-1, -2, -3, -4, -5, -6. Количество передач «автомата» стало расти как на дрожжах. Поначалу потребители этому только радовались, но когда разумное количество перешло в избыточное и возникли недоумение с недопониманием, 9-ступенчатую АКПП, к примеру, стали объяснять строгостью экологических требований. Обычную минеральную ATF потихоньку заменили на гидрокрекинговую, интервал замены увеличился, одновременно как-то ненавязчиво из инструкции по эксплуатации пропала такая обязательная строка, как замена фильтра коробки, и его менять вообще перестали, тем паче конструкция сильно усложнилась и достать оный из АКПП стало уже проблемой, а требования «Евротакса» по нормо-часам разбивались о дилерские маркетинговые ухищрения с низкой стоимостью ТО. Началось сие не вдруг и не сразу. Когда Mitsubishi Motors реализовал свою давнюю мечту и создал адаптивную коробку для всех, серии Invecs, на тот момент (1993 год) самую прогрессивную в бытовом сегменте, с фильтрами АКПП пришлось немного помудрить, так как поддона у данного агрегата не было. Сознательно сие было сделано или того требовали технические условия, непонятно, однако с фильтрацией ATF вопрос был решен, пусть и частично. Внутри поместили фильтр грубой очистки, снаружи – фильтр тонкой очистки, похожий по конструкции на масляный фильтр двигателя. Заменить внешний фильтр стало очень просто, а вот долезть до внутреннего брались далеко не все, причем стоимость данной операции была весьма серьезной: снять коробку, слить масло, располовинить ее, заменить фильтр и собрать АКПП обратно, ничего не напутав. Впрочем, Invecs разбирали редко, по той причине, что производитель заявлял о ресурсе внутреннего фильтра грубой очистки порядка 200 000 км. С этого момента наружный фильтр АКПП стал весьма популярен и начал использоваться многими автопроизводителями.

Но не всеми. Потихоньку и это веяние сошло на нет, и, дабы все-таки уберечь коробку от скорой кончины, тем паче продукты износа со временем трансформировались и стали совсем мелкими, был разработан новый единый (есть и исключения) фильтр АКПП – двухслойный фетровый. Он прекрасно очищает масляную систему от грязи, имеет высокую пропускную способность, однако, как и каждый фильтр, со временем имеет обыкновение забиваться и снижать требуемое давление в магистралях, если вовремя не озаботиться его заменой. А недостаток давления в современной АКПП, использующей фрикционы, чреват износом, развивающимся как снежный ком: пакеты фрикционов сжимаются не до конца, проскальзывают друг относительно друга, истираются, а продукты износа опять оседают в фильтре, снова снижая давление, проскальзывание увеличивается, фрикционы подгорают, и коробка в конце концов полностью выходит из строя. Запрограммировать на старение подобный агрегат стало совсем просто – надо учитывать стойкость масляной основы ATF в зависимости от свойств: минералка, гидрокрекинг или синтетика, просчитать пропускную способность и площадь фильтрующего элемента и ограничить возможность ремонтников на внедрение извне. Пока на самых современных автомобилях не стала применяться полностью синтетика, ATF все-таки было положено менять на ТО, теперь же появился термин «необслуживаемая АКПП». Что это значит? Только то, что живучесть современных синтетических сортов ATF, HVHVI, позволяет «автомату» не скончаться раньше гарантийного срока. На плановых ТО теперь этот узел полностью игнорируется, а если хозяин что-то заподозрит и все-таки поменяет ATF, сильного облегчения агрегату это не принесет – фильтр к моменту окончания гарантии уже забьется, а достать его из современных коробок, особенно лишенных поддона, будет очень непросто и весьма дорого. Даже если поддон все-таки присутствует, не торопитесь лезть туда сами, поскольку инженеры с маркетологами наверняка максимально усложнили работы по замене и, возможно (быстрее всего), придется заняться частичной разборкой – обесточить и снять гидроблок, отсоединить тяги, а потом желательно суметь все это собрать обратно и в нужном порядке. Просто необходимо понимать, что автомобиль – это не волшебная тележка, созданная феей-маркетологом, а механическое устройство, подверженное износу, а быстрому или медленному – зависит в том числе и от вас. Нет, к сожалению, «вечного двигателя», необслуживаемых коробок, «вечного» ATF и столь же «вечных» фильтров.

Так что же делать? Выход есть: существует срок службы ATF в зависимости от состава, и наш журнал об этом уже писал. Фильтр подлежит замене вместе с маслом, это аксиома. Ну а если автопроизводитель термином «необслуживаемая» уничтожил все подходы к ТО коробки, возможно, стоит обратить внимание на рекомендации изготовителя самой АКПП или вариатора. Сейчас, в эпоху глобализма, коробки обычно делают сторонние компании: Aisin, ZF, Jatco, Getrag и т.д. и т.п. Пока еще не все окончательно сговорились, искомые рекомендации можно найти, опираясь на бренд и марку агрегата.

a-kt.ru

Фильтруй то, что ставишь в АКПП — Mitsubishi Pajero, 3.0 л., 2011 года на DRIVE2

Предыдущий опыт по замене ингибитора не дал мне ожидаемого результата и накал страстей разгорался с новой силой. Ощущение того, что подходя к машине нет уверенности, что она поедет, совсем меня не радовало, мягко говоря. Сделал вывод, что если есть вопросы по АКПП, ни в коем случае не ставь сам диагноз на основе Драйв2.ру. Мнений много, а спецов мало.
Уверовав, что "мои симптомы" — это ингибитор, я выкинул на ветер 10т.р. После этого уже решил обратиться в сервис именно по ремонту автоматических коробок. Там мне сразу назвали три возможные причины неисправности и самая первая оказалась истиной.
Все банально и просто — фильтр АКПП. А вернее его состояние.

Полный размер

Покупал его к ТО 90 как ОРИГИНАЛЬНЫЙ! (как все любят выражаться), а он оказался некачественным, т.е. негерметичным. Около одного из мест крепления к корпусу коробки, на изгибе, он разошелся по шву (даже сам фильтрующий элемент видно).

Полный размер

Полный размер

Это и стало причиной невозможности включать передачи до прогрева масла и подъема его уровня. Насос через фильтр просто качал воздух и не мог создать давление в системе.
Призываю всех, кто сталкивается с проблемой работы АКПП (у Паджеро таких проблем нет, кроме моего))))), не экспериментируйте и езжайте к спецам, т.е. не на дилера (там только поверхностные знания принципа работы АКПП), т.к. у них подход один: не исправен агрегат — замена и точка.
В итоге мне поставили фильтр тайваньский, проверенной фирмы и поменяли масло. И еще положили мой ОРИГИНАЛЬНЫЙ фильтр в багажник.
Будьте внимательны при покупке запчастей. Не исключаю, что мой фильтр имел дефект при покупке, но я его не видел, т.к. не вскрывал пакет.
Всем добра, безопасной дистанции и буквы Ш на заднем стекле!

Полный размер

Цена вопроса: 10 000 ₽ Пробег: 90 500 км

www.drive2.ru

замена масла в АКПП с фильтром — DRIVE2

Для замены масла понадобилось
8 литров жидкости Toyota WS 08886-02305
прокладка поддона пробковая Toyota 35168-21020
прокладка кольцо под фильтр АКПП Toyota 90301-32010 (только если фильтр АКПП оригинал, для меня впоследствии оказалась без надобности)
алюминиевая шайба под сливную пробку АКПП Toyota 90430-18008
И конечно сам фильтр АКПП. Оригинал Toyota 35330-08010. Тут небольшое отступление, если есть доступ к нормальным не поддельным фильтрам то он будет предпочтительней, если нет уверенности что ставите действительно оригинал то лучше поискать хорошего заменителя. Мне с фильтрами "везёт" и найти оригинальный фильтр Toyota видимо очень сложно в моём регионе, все, что привозили, было контрафактом и "закосом" под оригинал, будь то воздушный фильтр или масляный. Если с воздушным как то можно до установки понять, что это контрафакт, то с масляным без вскрытия никак. На упаковках обычно все защитные голограммы. Только после замены отслужившего "оригинала" распиливаю фильтр, он оказывается подделкой.
Делал через экзист заказ с условием возврата, если контрафакт, естественно пришел контрафакт, без проблем деньги вернули.
Принял решение взять заменитель фильтра АКПП. Выбор пал на фильтра JS Asakashi. Сталкивался раньше с их фильтрами для двигателя ничего плохого сказать не могу. Для своих денег хороший фильтр, большая площадь фильтрующей шторы, внутри всё без изъянов и ржавчины. Результаты тестов с Oil-club тоже положительные. Придраться вроде бы не к чему. Но во всём великолепии есть всё же ложка дёгтя. Это закос под японскую контору, что не является правдой. Производитель фильтров так и остаётся неизвестным, а это, прежде всего, нет контроля качества продукции и не факт, что купив сегодня, качественный фильтр завтра он будет таким же. Муки выбора производителя фильтра были долгими.
фильтр АКПП взял JS Asakashi JT422K (коробка U250E) в комплекте идёт резиновое кольцо, ничем не отличается по эластичности и размерам от Toyota 90301-32010 поэтому если берёте этот фильтр кольцо это не нужно. Прокладка поддона АКПП. Сразу в помойку. Прокладка резиновая на морозе точно задубеет.

Полный размер

Внешний вид фильтра вызывает уважение ничем не отличается от оригинального Toyota, никакой ржавчины и заусенцев, всё детали на своих местах без люфтов

Полный размер

под какие OEM номера подходит

Полный размер

надписи что всё гуд

Полный размер

Производитель

Добрались до замены :)
Пересмотрев куча материалов по подобной работе понял, что вся загвоздка будет в 5 болтах которые расположены над подрамником. Инженеры или Анжинеры Toyota как не назови их, работа легче не становиться. Не слишком сильно задумывались о том, что при эксплуатации не совсем удобно их будет откручивать. Из TechDoc понял, что замена фильтра в коробке если и производиться, то только со снятием двигателя и коробки с автомобиля. Надо же нормо-часов добавить сервис центрам. Возможно, я не прав.
Альтернативные сервис центры поступают по-разному: у кого-то есть специальные ключи под эти болты, кто-то домкратит коробку, у кого-то свои «фирменные» секреты камасутры.
Посмотрев/почитав кто как пытается сделать выбрал путь поддомкрачивания коробки, впоследствии не пожалел об этом.
Отвинчиваем сливную пробку (шестигранник на 10) на поддоне и сливаем масло. Сливается примерно 4,3 литра. Вязкость масла Toyota WS не сильно зависит от температуры, поэтому не обязательно сливать его горячим, для лучшей текучести.
Домкратим саму машину с левой стороны СТРАХУЕМ! «козликом» домкрат, снимаем колесо.

Для того чтобы поддамкратить коробку необходимо открутить левую опору:

Полный размер

Левая опора двигателя или точнее сказать АКПП.

Устанавливаем домкрат между двигателем и АКПП

Полный размер

место установки домкрата для приподнятия АКПП

Вместо домкрата можно установить любой другой предмет, потом при отпускании домкрата машины коробка приподнимиться, это если один домкрат всего. У меня был второй гидравлический домкрат, поэтому делал как на фото. Не забываем страховать и второй домкрат. Нам же нужны ещё пальцы?

Полный размер

домкрат поднят страховка поставлена, можно откручивать

Полный размер

На такой высоте поднятия пролазит трещётка над подрамником и снять эти болты не предоставляется особо трудным

Откручиваем 18 болтов и снимаем масляный поддон с прокладкой.

Полный размер

остатки масла в поддоне

Снимаем 2 магнита в поддоне и осматриваем поддон на наличие частиц износа коробки.

Из TechDoc:
С помощью снятых магнитов соберите всю стальную стружку. Тщательно исследуйте стружку и частицы, находящиеся в масляном поддоне и на магнитах, чтобы определить, какому типу износа подвергается трансмиссия.
Сталь (магнитный материал): износ подшипников, шестерен и пластины
Латунь (немагнитный материал): износ подшипников

В моём случаи почти никаких частиц износа на магнитах не было

Полный размер

на магнитах никаких частиц износа практически не было, всего 3-4 микро стружки, скорее всего стальной.

Полный размер

Очищаем поддон и ставим магниты на место. Для очистки не применял никаких специальных средств, оттер тряпкой

Полный размер

коробка со снятым поддоном

Полный размер

откручиваем 3 болта и снимаем фильтр

Полный размер

будьте осторожны при снятии, из фильтра всё ещё может выливаться жидкость

Полный размер

болты, которые надо открутить для снятия фильтра

Если вы устанавливаете оригинальный фильтр, то необходимо надеть колечко-прокладку на фильтр. Для лучшего натягивания покройте поверхность кольца жидкостью Toyota WS.

Болты крепления фильтра АКПП затягиваются с усилием 11 Н*м.

Обратно устанавливаем поддон с прокладкой. Такой момент, так как болты поддона являются уплотнительными то необходимо их смазать фиксатором резьбы. Из TechDoc: Фирменный герметик 1344 от компании Toyota, Three Bond 1344 или аналогичный
Свойства герметика THREE BOND на этой странице.
За неимением его, использовал Abro TL342 синего цвета.
Усилие затяжки болтов поддона 7,8 Н*м как видим совсем не большой и не используются гроверная шайба, поэтому не стоит игнорировать применение фиксатора резьбы. Только не перестарайтесь с фиксатором, красный фиксатор резьбы уже не получиться просто так открутить.
Так как болты поддона на М5 то сорвать резьбу очень легко не перестарайтесь.

Полный размер

www.drive2.ru

нужно ли менять фильтр в автомате?

Почти каждый владелец автомобиля с автоматом рано или поздно задаётся вопросом «А есть ли на моём автомобиле фильтр АКПП и нужно ли его менять при замене масла в коробке?».

Нередко подобный вопрос возникает уже непосредственно в сервисе, когда автомобилист успел купить необходимое количество масла и пригнал автомобиль на регламентные работы.

Чтобы вопрос замены фильтра в АКПП не поставил автомобилиста в тупик, ему необходимо знать несколько вещей.

Из этой статьи вы узнаете:


Есть фильтр или нет?

Масляный фильтр есть в любой современной АКПП. Его наличие обусловлено тем, что автоматическая коробка передач — очень сложный агрегат, масло в котором является рабочим телом, благодаря которому и происходит переключение передач.

Для нормальной работы любого автомата к качеству масла, залитого в АКПП, предъявляются очень высокие требования. Масло должно иметь определённые физические свойства и его загрязнение больше определённого предела недопустимо (в том числе по этой причине установлены регламентные сроки замены масла).

Некоторые модели автоматических коробок оснащаются даже не одним, а сразу двумя, или даже тремя фильтрами, один из которых может находиться внутри, а другой – снаружи АКПП.

Кроме основных масляных фильтров, в автомате нередко присутствует и магнитный фильтр для металлической стружки, которая может появиться во время работы коробки. Магнитным фильтром чаще всего является сама сливная пробка в поддоне коробки – её проще почистить от стружки при замене масла АКПП.

Где находится фильтр?

На подавляющем большинстве современных автоматов фильтр находится внутри коробки.

Есть некоторые модели автоматических коробок выпуска 80-х 90-х годов, имеющие фильтр для масла, установленный снаружи (как на двигателе), но их количество с каждым годом становится всё меньше.

В связи с расположением фильтра внутри коробки, для его замены, в лучшем случае, приходится снимать масляный поддон, а в худшем – даже разбирать саму АКПП, что является достаточно сложной работой, требующей хорошей квалификации мастера.

Из-за сложности работ по замене фильтра в автомате, их стоимость в хорошем сервисе может быть достаточно высокой и даже быть выше стоимости всей замены масла в коробке.

Когда производится замена фильтра?

Сроки замены масляного фильтра АКПП нередко напрямую зависят от его местоположения в коробке.

Если фильтр находится «сразу за поддоном» коробки — то зачастую в регламентных работах по автомобилю указывается способ замены масла в АКПП «со снятием поддона» и одновременной заменой масляного фильтра.

Однако, в некоторых случаях автопроизводители вообще никак не регламентируют замену фильтра или указывают, что он рассчитан на весь срок службы коробки.

Часто это связано с тем, что фильтр находится достаточно «глубоко» и чтобы до него добраться – потребуется разбирать сам автомат. На таких моделях АКПП производитель, как правило, предусматривает фильтр из металлической сетки, рассчитанной на весь срок службы коробки.

Менять или не менять?

Фильтр в АКПП, как правило, меняется вместе с маслом, поэтому для владельца автомобиля вопрос «менять или не менять фильтр» будет зависеть от планируемого способа замены масла в коробке.

Если владелец планирует менять масло со снятием поддона АКПП – то для замены фильтра половина работ уже будет выполнена, для замены не придётся отдельно оплачивать работы по разбору коробки.

Если же владелец планирует менять масло в АКПП с помощью специального автомата или самым простым методом «слива-залива» — то для замены фильтра ему придётся отдельно оплачивать работы по разбору АКПП.

Способ замены масла в коробке, в свою очередь, очень сильно зависит от возраста и пробега автомобиля.

На свежих автомобилях с маленьким пробегом замену масла можно производить любым способом – специальным автоматом или «сливом-заливом» со снятием поддона или без. Каждый способ будет иметь свои плюсы и минусы.

На автомобилях в возрасте, успевших проехать больше 80 тысяч км, производить замену масла в АКПП с помощью автомата не рекомендуется из-за особенностей его работы (мелкие каналы в автомате могут забиться грязью и коробка может вообще перестать работать).

P.S. После любых работ, производимых с автоматом, не забывайте проверять уровень масла в коробке.

Как купить фильтр АКПП дешевле

Фильтр АКПП на любом автомобиле относится к расходным материалам, поэтому, при его покупке можно хорошо сэкономить.

Одним из лучших мест, где можно купить фильтр с хорошей скидкой - это сайт Автозапчасти.ру >>>

vibiraem-avto.ru

Когда нужно менять. Виды фильтров и их особенности. Motoran.ru

Автоматическая коробка передач – устройство со множеством трущихся частей, смазываемых маслом. Фильтр АКПП – важнейшая деталь, обеспечивающая сохранение оптимальных качеств масла коробки.

Нужно ли менять фильтр АКПП

Необходимость смены и ее периодичность определяется моделью коробки, видом фильтра и эксплуатационными особенностями.

В образцах автоматических коробок прошлого, вплоть до конца 20 века, фильтр АКПП замене не подлежал и ставился на весь период эксплуатации АКПП. 3-4-ступенчатые гидромеханические коробки были очень неприхотливы к условиям работы и качеству трансмиссионного масла, фильтры, сделанные из металлической сетки, ставились глубоко в недра коробки, так, что добраться до них можно было только при капитальном ремонте.

Если же вставал вопрос о забитом фильтре, менять его было не обязательно – допускалось просто снятие его и промывка. Сетка из нержавеющей стали лояльно относилась к таким операциям, и это не влияло на работоспособность автоматической коробки.

Существует несколько видов фильтров:

  • открытые с металлической сеткой;
  • закрытые;
  • фильтры, содержащие мембрану из фетра;
  • двухслойные масляные фильтры коробки;
  • встроенные фильтры;
  • внешние блоки тонкой очистки и дополнительные фильтры (магистральные).

Открытые фильтры часто ставились на автомобили с автоматической коробкой вплоть до начала двухтысячных годов – к примеру, на ряд моделей Hyundai, Kia, и др. Они представляют собой сетку из «нержавейки», и в замене обычно не нуждаются: даже при капремонте трансмиссии достаточно хорошо промыть сетку, и она снова обретала прежние эксплуатационные характеристики. Такой элемент хорошо переносит сборку-разборку без ущерба для коробки.

Магистральный фильтр автоматической коробки передач врезается магистраль циркуляции ATF. Он полезен на старых агрегатах, особенно тех, в чьем конструкции присутствует металлическая сетка. Такое устройство похоже на топливный фильтр, но снабжено магнитом и перепускным клапаном.

Пример установленного фильтра:

Примечательно, что это относится даже к АКПП с индексом E, то есть с полным компьютерным управлением на электронике и соленоидах. Открытый фильтр на моделях авто с ним вполне справляется с возложенной на него задачей, и замена его требуется только в одном случае – езда на горелом, испорченном масле.

«Горелым» называется масло, несущее в себе частицы клея от фрикционных накладок. Клей забивает собой ячеи фильтрующей сетки и очень плохо удаляется даже интенсивной промывкой. А при нагревании до примерно 130 градусов и выше клеевые частицы увлекаются потоком масла обратно в коробку, осаждаются на соленоидах и клапанах, вызывая различные проблемы с работой коробки передач. Кроме того, забивание сетки усиливает ее загрязнение, поскольку в уже частично закупоренных клеем ячейках начинает оседать грязь, металлические частицы, железо, латунь и т.д. Кроме того, старая коробка «пачкает» масло сама по себе, за счет износа деталей.

Закрытые фильтры – второе поколение этих узлов АКПП. Их основное отличие от открытых – исполнение в форм-факторе закрытого блока. Такая конструкция обладает преимуществом для специалистов, занимающихся монтажом и разборкой коробок, чтобы снять/поставить такие фильтры, не нужно использовать дополнительные прокладки и болты.

Но есть и еще одно отличие с точки зрения обслуживания: закрытый фильтр меняют, разбирать и промывать их не принято.

По мере усложнения технологий в АКПП стали применяться более современные масла, обеспечивающие такие функции, как контролируемое проскальзывание фрикционов. Для нормальной работы с маслом, соответствующим жестким требованиям по качеству, понадобились и новые элементы, тонко очищающие масло – с мелкопористой мембраной из фетра.

В современных АКПП трансмиссионная жидкость выполняет множество функций, поэтому качество циркулирующей в каналах коробки жидкости вышло на первый план. Тканевые фильтры, обеспечивающие должный уровень очистки, делаются из нетканого фетра до 2 мм. толщиной. Он способен задерживать очень мелкие частицы, которые пропускает сетка из нержавейки в старых фильтрующих элементах.

Важно: фетр способен эффективно задерживать упомянутый ранее клеевой слой с изнашивающихся фрикционов.

Образец такого фильтра:

Эти фильтры не подлежат промывке, только замене – при плановых заменах масла в коробке и других сервисных операциях.

По мере усложнения автоматических коробок росли требования к маслу, и к фильтрам. Это привело к появлению фильтровальных блоков с фетром-гармошкой, состоящим из двух-трех слоев. Они обеспечивают разные степени очистки – от легкой на ранних этапах «жизни» масла до глубоких после длительного срока эксплуатации. Сначала масло проходит по внешнему слою фетра, но, по мере загрязнения, начинает идти по длинному пути, через нижний. Это позволяет продлить ресурс коробки и увеличить интервалы между заменами масла.

Важно: подобная конструкция, при своих преимуществах, создает дополнительное гидравлическое сопротивление потоку трансмиссионной жидкости в коробке, что может создать затруднения нормальной работе коробки при малых температурах.

Многослойные фильтры встраивают в корпуса из пластика, элементы принято заменять при смене масла или обслуживании коробки. Для облегчения сервисных операций инженеры стараются облегчить доступ к фильтру, но для его демонтажа все же придется снимать поддон коробки. Фетр не промывают, операция лишена смысла.

Встроенные фильтры ставятся непосредственно в поддон. Образец:

Данная компоновка используется для машин с низким клиренсом, в целях экономии места. Если трансмиссия, для которой используется фильтр, монтируется на высокий автомобиль, поддон и фильтрующий элемент разносятся друг от друга.

Выносной фильтр АКПП ставят на машины с коробкой типа CVT (вариатор) – например, в некоторые модели Mazda, Honda, Suzuki, авто с коробкой Lineatronic от Subaru, модели с бесступенчатыми трансмиссиями от Opel, и др. Масло в вариаторной коробке должно обладать дополнительными противоскользящими свойствами, «приклеивая» металл конусов к ленте трансмиссии и предотвращая их взаимное проскальзывание. Малейшая примесь ухудшает свойства масла и ведет к повреждению коробки, поэтому CVT стали оснащать дополнительным внешним фильтром АКПП тонкой очистки.

Внешний вид картриджа такого выносного фильтра:

Зачем менять фильтр в АКПП

Суть работы масляного фильтра АКПП – очищать трансмиссионную жидкость от примесей и продуктов износа элементов АКПП. Собирая таковые, фильтр постепенно забивается, его пропускная способность ухудшается, растет сопротивление фильтрующего элемента потоку жидкости.

Забитый фильтр теряет свои свойства, примеси остаются в масле, разрушая механизмы АКПП изнутри. Само масло также начинает утрачивать полезные свойства, работа коробки ухудшается, пока та не выходит из строя из-за поломок одного из компонентов. Поэтому замена (или промывка на старых авто) фильтра – операция жизненно необходимая для продления ресурса автоматической коробки.

Может возникнуть вопрос, а нужно ли менять фильтр АКПП, возможно, достаточно поменять лишь масло? Дело в том, что старый фильтр ухудшит свойства новой жидкости, и такая процедура лишь отсрочит ремонт коробки. Поэтому сменить фильтр все же нужно.

Как часто следует менять фильтр АКПП

Интервал замены зависит от типа коробки, примененного в ее конструкции фильтрующего блока, и используемой трансмиссионной жидкости. Надо ли менять фильтр при замене масла в АКПП, определяется пробегом, моделью коробки, фильтра, маркой масла и состоянием фильтра и жидкости

Если говорить об открытых стальных фильтрах, их стоит промывать при каждой регламентной (или нештатной) замене жидкости. Периодичность таковой определяется инструкцией к автомобилю, для разных коробок интервал замены – от 30 до 100 тыс. км. пробега. Делается это и при ремонте коробки.

Для более продвинутых закрытых фильтров с металлической сеткой в автолюбительском обиходе сформировалось правило: менять фильтр при каждой второй замене трансмиссионного масла. Статистика свидетельствует, что, если в коробку залито качественное масло, а трансмиссия пребывает в хорошем техническом состоянии, фильтр коробки способен «отходить» до 200 тыс. км. Но после этого его крайне желательно заменить.

Для фетровых фильтрующих элементов требования более жесткие: их меняют либо после 100 тыс. км., или при плановой смене трансмиссионного масла коробки. Некоторые машины, например, ряд моделей от Chrysler или GM, требуют этого спустя 50 тысяч км., а 6-7-ступенчатые «автоматы», дающие водителю «нагружать» АКПП, нуждаются в замене уже через 30-40 тыс. км.

Конкретный интервал указывается в сервисной книжке, идущей в комплекте с авто. Усредненное правило – маслофильтр меняется каждую вторую замену трансмиссионного масла, максимум времени, что способен «прожить» узел при хорошем масле – 200 тыс. км. пробега. Хотя до этого срока лучше не дотягивать и менять блок своевременно.

Важно: при использовании фетрового элемента очень важно следить за чистотой масла и контролировать его состояние визуально. Если жидкость стала грязной, фильтр пора менять, вне зависимости от километража.

Особенно это актуально зимой, когда забитый фрикционной пылью фильтр создает значительное сопротивление загустевшему маслу коробки, и ее механизмы некоторое время работают в состоянии масляного голодания. Нехватка трансмиссионного масла заставляет ускоренно стареть и изнашиваться фрикционы, втулка, масляный насос, и коробка передач в целом.

motoran.ru

Заменяем фильтр автоматической коробки передач

Вы только что потратили 4 часа вашей жизни, продвигаясь с черепашьей скоростью в колоссальной пробке. Наконец-то вы можете расслабиться в своем удобном кресле в прохладном кабинете. Позже – прохладным вечером, – прежде чем начать паковать ваш семейный легковой автомобиль для длительной поездки, вы решаете проверить самые важные жидкости в автомобиле. Масло и охлаждающая жидкость в порядке, но вот щуп для проверки уровня жидкости для автоматической коробки передач до сих пор слишком горячий, вы не можете до него дотронуться. Жидкость на нем черная, как чернила, пахнет горелым. Пора менять жидкость для автоматической коробки передач и фильтр.

Масло в автоматической трансмиссии может стать очень горячим – часто достигает 150 °С. когда вы тянете большой груз или медленно едете в жаркую погоду. Но оно может точно также нагреваться зимой, когда колеса крутятся и скользят на льду, так что это происходит круглый год. И масло загрязняется частичками, которые отслаиваются от муфт и лент трансмиссии, даже металлическими стружками насоса и других подвижных деталей.

Не дожидайтесь, пока образец масла щупе для проверки жидкости в автоматической коробке передач начнет пахнуть горелым, чтобы произвести замену масла и фильтра. В отличие от моторного масла жидкость для автоматической коробки передач не только должна смазывать, она также должна обеспечивать гидравлическое давление, чтобы приводить действие муфты и ленты, которые производят изменения передаточного числа.

Заводские рекомендации для замены трансмиссионного масла и фильтра широко варьируются. GM, например, указывает 150 000 км, но это при идеальных условиях. Рекомендации могут требовать замены после каждых 20 000 км при следующих условиях: вы ездите в плотном транспортном потоке и при высоких температурах, периодически тянете прицеп или другой тяжелый груз, заставляете автомобиль долгое время работать на холостом ходу или эксплуатируете автомобиль в режиме, похожем на такси, полицию или службу доставки. Если вам приходится постоянно возить вашу маму по разным маршрутам, то вы тоже попадаете под последнюю категорию, так что замена трансмиссионного масла и фильтра каждые два года или 40 000 км – хорошая практика.

Займемся маслом

Поднимите перед автомобиля на домкрате, подстрахуйте с помощью упоров, положите большой поддон-ловушку под коробку передач и открутите болты маслосборника трансмиссии.

Поднимите автомобиль на домкрате и подставьте сливной поддон большого размера. Открутите и выньте болты на поддоне трансмиссии от задней части к передней, затем слейте масло.

Выньте болты сзади, затем ослабьте остальные так, чтобы масло стекало с одной стороны в ваш поддон-ловушку. На обычном автомобиле должно вылиться несколько литров, что меньше половины масла, находящегося внутри, но нет практического способа извлечь больше масла. Помните, что вы хотите отложить обслуживание коробки передач на более долгий срок. Наконец, выверните все болты и опустите поддон. (В большинстве коробок передач нет сливной пробки.).

Соскребите уплотнительную прокладку с поддона, стараясь не пробороздить поверхность бортика. Счистите проволочной щеткой остатки прокладки с поддона. Если какой-нибудь кусок прокладки прилипнет к нижней стороне трансмиссии, аккуратно удалите его скребком – не отверткой, так как обычно поверхность сделана из мягкого алюминия, который очень легко пробороздить. Поцарапанная поверхность не будет герметичной, даже с новой прокладкой. Если прокладка резиновая с приподнятым участком в центре, ее можно снова использовать, если она в отличном состоянии. Просто почистите и высушите поверхность прокладки на поддоне и коробке передач. Если она повреждена, замените ее другой того же типа.

Используйте скребок, чтобы удалить остатки старой прокладки, будьте осторожны, чтобы не поцарапать алюминиевое литье коробки передач.

Тщательно почистите поддон, так как там, скорее всего, будет немалое количество осадка в углах от окисленного, изношенного материала фрикционной муфты и крошечных кусочков металла. Большие куски металла могут означать проблему, но ожидайте, что какие-то детали будут блестеть.

Если отверстия под болты поддона картера деформированы из-за того, что раньше болты были чрезмерно затянуты, положите край поддона на твердую металлическую поверхность (например, на верстак) и с помощью молотка с круглым бойком расплющите их, чтобы обеспечить хорошую герметизацию.

Это фильтр?

Возможно, это больше похоже на ветровое стекло с мелкими отверстиями, но именно это считают фильтром. Он достаточно хорошо отсеивает крупные осколки, но очень мелкие абразивные частицы проходят прямо сквозь него. Это еще один неопровержимый довод в пользу регулярного обслуживания трансмиссии.

Выньте старый фильтр, который обычно крепится на болтах. Демонтируйте его медленно, так как он может иметь горловину с уплотнительным кольцом и вы должны запомнить, где это кольцо.

Выверните болты, удерживающие корпус фильтра, и снимите его. Если он имеет уплотнительное кольцо, убедитесь, что уплотнительное кольцо вынуто и удалено. Новое уплотнительное кольцо должно идти вместе с новым фильтром, устанавливаемым на замену. Если же он имеет манжетное уплотнение, его можно повторно использовать.

Иногда уплотнительное кольцо надето на горловину и часто соскальзывает внутрь корпуса, когда вы снимаете фильтр. Если вы не удалите старое уплотнительное кольцо и поставите новый фильтр с новым кольцом, он не будет правильно установлен. Большинство автомобилей GM имеют уплотнительное кольцо, но на некоторых моделях с 1994 года имеется манжетное уплотнение в картере. Горловина фильтра вставлена в него, и совсем нет уплотнительного кольца. Помните, что этот новый фильтр и манжетное уплотнение нужно подгонять под коробку старого типа.

Нанесите тонкий слой незастывающего герметика для прокладок на поддон картера, положите новую прокладку на него и вставьте болт в каждый угол, чтобы удерживать прокладку на месте.

Прикрутите каждый болт пальцами. Не затягивайте болты больше чем на два или три оборота, пока они действительно не на месте.

 

Чрезмерно затянутые болты могут деформировать уплотняемую поверхность поддона. Сплющите лунки с помощью молотка, положив поддон на твердую поверхность. 1 – УГЛУБЛЕННЫЕ ОТВЕРСТИЯ ДЛЯ БОЛТОВ. 2 – ЗАГОТОВКА ДЛЯ ПРУТКА.

Затем докрутите их по инерции, пока прокладка не сядет по всему периметру. Затяните болты с помощью динамометрического ключа до заводской нормы, спиралеобразным способом, начиная от центра поддона и двигаясь к краям поочередно. Действуйте пошагово, несколько футо-фунтов (единица измерения момента = 0,138 кг/м) за один раз, согласно техническим характеристикам ключа.

Буль, буль

В конце залейте свежее масло. Не все автомобили используют одинаковый тип. Большинство более новых моделей используют Dexron IIE (Дексрон) или Dexron III, хотя «Форд» рекомендует масло, которое отвечает сгандартам Мегсоn (Меркон) (включая более старые модели, для которых была предназначена жидкость Тип Н). Сверьтесь с руководством по эксплуатации. Основные марки масел были разработаны, чтобы отвечать всем требованиям производителей автомобилей, и вам следует использовать одно из них. Используйте только тот тип масла, который перечислен в руководстве владельца или сервисной книге. Новые модели «Ниссан» могут требовать жидкость Тип J или Тип К, которая не является типом Dexron.

Масло обычно заливается в трансмиссию через трубку щупа, и вам понадобится длинная тонкостенная воронка или воронка и шланг, чтобы попасть внутрь. Некоторые автоматические коробки передач на автомобилях GM не имеют щупа, и необходимо вынуть заливную пробку.

Какой бы тип масла вам ни был нужен, следуйте точным рекомендациям производителя автомобиля, когда проверяете уровень жидкости. Обычно вам нужно пройти цикл рычагом переключения передач от позиции Р до L и обратно несколько раз и добавить масло при холостом ходе двигателя. Делайте это медленно, постоянно перепроверяйте, так как меньше пинты (около полулитра) уже разница. Переполненная коробка приводит к большому количеству проблем в работе, так же как и недостаточный уровень жидкости, так что, если в бутылке емкостью в 1 кварту (1,1 литра) осталось трансмиссионное масло, не старайтесь его залить. Закройте его крышкой и сохраните. Если когда-нибудь на дороге вы увидите, что уровень масла низкий, вам как раз хватит количества, оставшегося в бутылке, чтобы долить.

Опубликовано: 12 августа 2014

automend.ru

Фильтр тонкой очистки АКПП — Hyundai Matrix, 1.6 л., 2008 года на DRIVE2

Полный размер

Не секрет, что чем чище масло, тем дольше работает хоть ДВС, хоть АКПП. В матриксовском фильтре АКПП фильтрация очень грубая — при снятии поддона он был весь в мелком налёте, что есть абразив, циркулирующий в масле и что есть не хорошо. Но это ладно — в гранте в АКПП вообще! не было фильтра — только сетка на заборнике. Гранту, как и многие авто до этого, я успешно полечил, установив на обратку фильтр тонкой очистки — смотри последние 2 фото. Матрикс только готовится к этому — друг-токарь изготовил под хундаевский фильтр АКПП кронштейн. Осталось установить…

Не желающие кулибинствовать могут установить готовые варианты от хонды или ниссан, фото 5 или 6 соответственно. Почему я сделал кронштейн под сменный фильтрующий модуль? Цена вопроса — оригиналы 350р. хундай, 1500р. хонда, 2300р. ниссан — и простота замены…

Ну а ставить дешевый китайский непонятно как фильтрующий дубль хонды (350р.) на дорогой агрегат АКПП, который хочешь сохранить — это даже не моветон))

Установка: Тюнинг АКПП Хундай A4AF3 / A4BF2 часть 2 фильтр тонкой очистки

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Полный размер

Цена вопроса: 350 ₽ Пробег: 108 000 км

www.drive2.ru

Подделка внешнего фильтра АКПП 25430-PLR-003 — Honda CR-V, 2.0 л., 2007 года на DRIVE2

Самый массовый хондовский внешний фильтр для автоматических коробок передач. Начал устанавливаться на автомобили Honda в конце 2001 года. Такой фильтр есть на Хонда Цивик 7 (только на вариаторе), 8 и 9 поколений, Хонда СРВ 2, 3, 4 и 5 поколений, Хонда Аккорд 7, 8 и 9 поколений и многих других. Как видите спрос рождает предложение, и наши китайские друзья в огромных количествах производят подделки на этот фильтр. Давайте рассмотрим одну их них.

Полный размер

Внешний вид не вызывает особых подозрений. Особые внимательные могут заметить небольшую разницу в шрифте написания. Упаковка и этикетка сделаны очень хорошо. На этом о хорошем можно забыть.

Полный размер

Поддельный фильтр имеет меньший вес. Даже ровно не смогли его сделать.

Полный размер

1. На оригинальном фильтре со стороны входа всегда стоит отметка. Такая заводская фича имеется у фирмы Toyo Roki и их дочерней американской конторы Filtech. Именно эти фирмы производят этот фильтр. 2. Цвет металла подделок всегда желтоватый. Краска лежит неровно. Металл намного тоньше. Даже формой они отличаются. 3. Дата производства фильтра и дата, когда его упаковали, указана на самом фильтре и на этикетки. Оригинал дата изготовления: 7В27 = 17 год, Февраль, 27 день Оригинал дата упаковки: 7С09 = 17 год, Март, 9 день. Подделка дата изготовления: 4B27 = 14 год, Февраль, 27 день Подделка дата упаковки: 4C13 = 14 год, Март, 13 день. Поддельные детали часто пишут 46-й день или несуществующий месяц. Года выпуска у них, как правило, отстают на 3-4 года. Или наоборот на 1-2 года вперед.

Полный размер

В поддельном фильтре, количество фильтрующего элемента намного меньше, а чтобы картридж не болтался, его подпирает пружина.

Полный размер

А вот тут начинается самое интересное. Фильтры распилены по одному месту, а их конструкции сильно отличаются. 1. Перепускной клапан на оригинале находится со стороны входа, а на подделке он стоит вверх ногами. Оригинал и подделка 25430-PLR-003

Полный размер

Чтобы было более понятно для чего существует этот клапан, мы сделали эту картинку. При нормальных условиях, масло по внешней стенке попадает на фильтрующий элемент, проходит сквозь него и попадает в АКПП уже очищенным. В случает если масло очень густое (на сильном морозе) или если полностью забился фильтрующий элемент, масло проходит насквозь через этот перепускной клапан. Фильтр специально сделан несимметричным. Это так называемая защита от дурака. Чтобы при установки его не могли поставить задом наперед. И чтобы клапан всегда находился со стороны входа. Но на подделке этот клапана поставили вверх ногами. Не стали китайцы задумываться для чего нужен клапан и как циркулирует жидкость в нет.

Полный размер

Для чистоты эксперименты, мы все-таки решили показать, сколько бумаги в подделке. Оригинал и подделка 25430-PLR-003

Полный размер

Фильтрующий элемент на подделке не только в высоту меньше, но и его диаметр заметно меньше оригинала. Что в конечном итого дает существенно меньшую площадь фильтрации.

Полный размер

Ну и как обычно. Как светятся в ультрафиолете оригинал и подделка. 1. На оригинале два люминесцирующих знака. Буква «H» светится ярко, буква «N» как бы в пол-накала. Подделка вся светится как обычная бумага.

www.drive2.ru


Смотрите также