Детские удерживающие устройства гост 2019


ГОСТ Р 41.44—2005 для детских автокресел (устарел) — Автодети

Утратил силу 10 сентября 2010 года. В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ЕАЭС детские удерживающие устройства должны соответствовать последней версии европейского стандарта ECE 44.

НАМИ о детских удерживающих устройствах

Требования ГОСТа

ГОСТ Р 41.44–2005 подробнейшим образом описывал требования к детским автокреслам и методам их испытаний. Полная версия этого документа содержит 88 страниц:

ГОСТ Р 41.44–2005 (не действует)

Ниже мы приводим небольшие выдержки из этого документа.
ГОСТ Р 41.44–2005 (Правила ЕЭК ООН № 44)
Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах.

Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН № 44 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения детских устройств, устанавливаемых в автотранспортных средствах, включающим в себя поправки серии 03.

Дата введения: 2007/01/01

Детская удерживающая система (удерживающее устройство) (сhild restraint systems): Совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижного его тела.

Детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций:
— цельной (integral class), включающей в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплен с помощью собственной цельной лямки или лямок;
— нецельной (non-integral class), включающей в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

ЗАЯВКА НА ИСПЫТАНИЯ

Заявку на испытания детского удерживающего устройства представляет предприятие-изготовитель этого устройства или его уполномоченный представитель. К заявке на испытания детского удерживающего устройства прилагают документы и следующие сведения:
— техническое описание устройства с характеристиками лямок и использованных материалов, а также чертежи элементов устройства и при использовании втягивающих устройств инструкции по монтажу втягивающих устройств и их датчиков, указание токсичности и воспламеняемости. На чертежах должно быть указано место нанесения маркировки и дополнительного обозначения. В описании должен быть указан цвет образца, представленного для испытаний;
— четыре образца детского удерживающего устройства;
— 10 м лямки каждой категории, используемой для данного устройства;
— дополнительные образцы, представляемые по требованию испытательной лаборатории, ответственной за проведение испытаний;
— инструкции и данные об упаковке;
— для детских люлек, если их удерживающее устройство может быть использовано в комбинации с такими люльками, предприятие-изготовитель устройства прилагает перечень этих люлек.

Если испытанный ремень безопасности для взрослых используют в детском удерживающем устройстве, то в заявке на испытания следует указывать категорию используемого ремня безопасности для взрослого (например, статический поясной ремень).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Использование детских удерживающих устройств, относящихся к «универсальной», «полууниверсальной» и «ограниченной» категориям, допускается на передних и задних сиденьях, если устройства устанавливают в соответствии с инструкцией предприятия-изготовителя. В зависимости от категории, детское удерживающее устройство должно быть прикреплено к кузову транспортного средства или каркасу сиденья:
— «универсальной» и «ограниченной» категорий — только с помощью ремня безопасности для взрослых (с втягивающим устройством или без него) и закрепленного с помощью креплений;
— «полууниверсальной» категории — с помощью нижних креплений и дополнительных креплений «особой» категории — с помощью креплений, сконструированных предприятием-изготовителем транспортного средства или детского удерживающего устройства;
— Дополнительную подушку удерживают с помощью ремня для взрослых.

Установка детских удерживающих устройств, относящихся к группам 0 и 0+, в направлении движения транспорта не допускается.

ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Коррозионная стойкость
Комплект детского удерживающего устройства или подверженные воздействию коррозии детали испытывают на коррозионную стойкость. После проведения испытания на коррозионную стойкость не допускается никаких изменений, которые могли бы повредить правильному функционированию приспособления, а также какой-либо заметной коррозии, которая может быть обнаружена квалифицированным наблюдателем при осмотре частей невооруженным глазом.

Поглощение энергии
Для устройств, оснащенных спинками, внутренние поверхности должны быть изготовлены из материала, для которого пиковое ускорение должно составлять менее 60 g. Это требования применяют также к зонам противоударных экранов, расположенным в районе удара головы.

Опрокидывание
Манекен не должен выпадать из устройства, а в перевернутом положении голова манекена не должна перемещаться более чем на 300 мм от его первоначального положения в вертикальном направлении по отношению к испытуемому сиденью.

Динамическое испытание
Детские удерживающие устройства «универсальной», «ограниченной» и «полууниверсальной» категорий подвергают испытаниям на испытательной тележке с помощью испытательного сиденья.

Детские удерживающие устройства «особой» категории подвергают испытаниям на каждой модели транспортного средства, для которой предназначено данное устройство. Устройство испытывают одним из следующих методов:
— на комплектном транспортном средстве;
— в кузове транспортного средства, установленном на испытательную тележку;
— на достаточном числе типовых деталей кузова транспортного средства, представляющих конструкцию транспортного средства и ударные поверхности.

Для проведения динамического испытания используют детское удерживающее устройство, не подвергавшееся ранее действию нагрузок.
В ходе динамического испытания разрушение какого-либо элемента детского удерживающего устройства, обеспечивающего эффективное удержание, не допускается. Не допускается также открытие или проскальзывание пряжек в системах блокировки или перемещения.

Термостойкость
Пряжки в сборе, втягивающие устройства, устройства регулирования и стопорные зажимы, которые могут оказаться под воздействием температуры, подвергают термическому испытанию.

Необходимо, чтобы после термического испытания квалифицированный наблюдатель невооруженным глазом не мог обнаружить следов повреждений, способных ухудшить надлежащее использование детского удерживающего устройства.

Положения, применяемые к отдельным деталям детского удерживающего устройства
Пряжка
Пряжка должна быть сконструирована таким образом, чтобы исключалась всякая возможность неправильного использования. Это означает, в частности, что пряжка не может находиться в частично застегнутом положении. При застегивании пряжки должна быть исключена возможность случайной подмены частей пряжки. Пряжка должна закрываться лишь в тех случаях, когда задействованы все части.

Устройство для регулирования ремня
Диапазон регулирования должен обеспечивать как правильную регулировку детского удерживающего устройства для всех весовых групп, для которых предназначено это устройство, так и надлежащую установку на всех моделях указанных транспортных средств.

Втягивающие устройства
Лямка ремня безопасности с автоматически запирающимся втягивающим устройством не должна перемещаться более чем на 30 мм между точками запирания втягивающего устройства. После перемещения пользователя назад ремень безопасности должен либо оставаться в своем первоначальном положении, либо возвращаться в это положение автоматически вследствие перемещения пользователя вперед. Лямки Минимальная ширина лямок детских удерживающих устройств, находящихся в соприкосновении с манекеном, должна составлять 25 мм для групп 0,0+ и I и 38 мм для групп II и III соответственно.

Зажимное устройство
Зажимное устройство должно быть постоянно закреплено на детском удерживающем устройстве. Зажимное устройство не должно уменьшать срок службы ремня для взрослых пассажиров и должно быть подвергнуто термическим испытаниям. Зажимное устройство не должно препятствовать быстрому извлечению ребенка.

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

ИСПЫТАНИЕ УДЕРЖИВАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА В СБОРЕ
Испытание на коррозионную стойкость
Металлические детали детского удерживающего устройства помещают в испытательную камеру. Испытание следует проводить непрерывно в течение (50 ± 0,5) ч, за исключением кратких перерывов, необходимых для проверки и пополнения солевого раствора. После выдерживания в коррозионной среде детское удерживающее устройство осторожно промывают или погружают в чистую проточную воду температурой не более 38 °С для удаления всех солевых отложений, которые могут образоваться, и просушивают при комнатной температуре 18 °С — 25 °С в течение (24 ± 1) ч, после чего проводят осмотр.

Опрокидывание
Манекен размещают в удерживающем устройстве в соответствии с настоящим стандартом и инструкциями предприятия-изготовителя со стандартным зазором.

Удерживающее устройство устанавливают на испытательном сиденье или на сиденье транспортного средства. Комплект сиденья поворачивают вокруг горизонтальной оси, проходящей через среднюю продольную плоскость сиденья, описывая угол 360°, с угловой скоростью 2 °/с — 5 °/с. Испытание повторяют при обратном направлении вращения после размещения манекена, если это необходимо, в его первоначальном положении.

Эти операции повторяют при двух направлениях вращения вокруг оси, лежащей в горизонтальной плоскости и проходящей под углом 90° к плоскости, в которой проводились два предыдущих испытания. Эти испытания проводят с использованием наименьшего и наибольшего манекенов, соответствующих одной или нескольким весовым группам, для которых предназначено детское удерживающее устройство.

Динамические испытания
Испытание на тележке и на испытательном сиденье Во время испытаний определяют:
— скорость транспортного средства/ударного элемента непосредственно перед ударом;
— места возможного соприкосновения головы манекена (в случае группы 0 — манекена, за исключением его конечностей) с внутренней частью кузова транспортного средства.
— ускорение грудной клетки в трех взаимно перпендикулярных направлениях, за исключением манекена, моделирующего новорожденного;
— любые видимые признаки проникновения в контрольный слой формовочной глины на животе манекена, за исключением манекена, моделирующего новорожденного.

После удара детское удерживающее устройство подвергают визуальному осмотру без открытия пряжки в целях определения наличия повреждений или поломок.


ИСПЫТАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Пряжку испытывают на открытие под нагрузкой и на открытие пряжки без нагрузки.

Устройство регулирования испытывают на легкость регулирования.

Втягивающее устройство испытывают на силу втягивания, износостойкость механизма втягивающего устройства, запирание аварийно-запирающихся втягивающих устройств, коррозийную стойкость и пылестойкость.

Статическое испытание лямок испытывают на прочность и кондиционирование в разных условиях.

У зажимных устройств испытывают устройства регулирования на износостойкость.

ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ СЪЕМКА НА КИНО- И ВИДЕОПЛЕНКУ
Для определения поведения манекена и его перемещений все динамические испытания снимают на кино- или видеопленку со скоростью не менее 400 кадров в секунду. На тележку или на кузов транспортного средства наносят соответствующие калибровочные отметки, чтобы можно было определить перемещение манекена.

ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
К каждому детскому удерживающему устройству должны быть приложены инструкции на языке страны, в которой оно продается.

Оцените страницу

avtodeti.ru

Требования к детским удерживающим устройствам — Сообщество «DRIVE2 и ГАИ» на DRIVE2

Требования к детским удерживающим устройствам описаны в ГОСТ Р 41.44-2005 Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах. ГОСТ был утвержден в 2005 году.

Многие положения ГОСТ Р 41.44-2005 дублируют стандарты ЕЭК ООН N 44, разработанные Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций.

В ГОСТ Р 41.44-2005 подробно приописано, что такое удерживающее устройство, его разновидности, способы крепления и испытания и т.д.

Основные термины:

-Детская удерживающая система — совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана), которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижности его тела.

-Группы автокресел:
группа 0 – 0-10 кг;
группа 0+ – 0-13 кг;
группа I – 9-18 кг;
группа II – 15-25 кг;
группа III – 22-36 кг.

-Конструкция детских удерживающих устройств:

Цельная — комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплен с помощью собственной цельной лямки или лямок;
Нецельная – частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте;
Частичное удерживающее устройство – устройство, которое при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка, или удерживающим устройством, в котором находится ребенок, образует детское удерживающее устройство в комплекте;

-Дополнительная подушка (бустер) – упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнем безопасности для взрослых.

Скачать ГОСТ Р 41.44-2005 Единообразные предписания, касающиеся удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах (формат PDF) gost-41-44-2005.pdf

kzpa66.ru/gost41-44-2005.html

www.drive2.ru

Что является детским удерживающим устройством? Разрешен ли ФЭСТ?

Ввиду вступивших в силу новых правил перевозки детей 12 июля 2017 года и исключения из текста понятия «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности» появилась необходимость рассмотреть несколько вопросов о детских удерживающих устройствах.

Если на два первых вопроса поиск ответов не вызвал трудностей, то вопрос об использовании адаптера ремня безопасности ФЭСТ носит очень противоречивый характер.

Какие средства являются детскими удерживающими устройствами?

Требования к детским удерживающим устройствам регулируются техническим регламентом таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. В пункте 35 Приложения 9 содержится ссылка на правила ЕЭК ООН № 44-04 — «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах («детские удерживающие системы»)

Тут все просто, если устройство соответствует правилам — оно будет являться детским удерживающим устройством и иметь соответствующий сертификат. Только такие сертифицированные автокресла допускается использовать для перевозки детей.

Какие автокресла покупать, чтобы не нарушить требования правил перевозки детей?

Сертифицированные автокресла маркируются знаком официального утверждения, который в обязательном порядке должен быть на изделии.

Маркировка автокресла на соответствие стандарту ECE R44/04
  1. Версия стандарта сертификата безопасности
  2. Тип автокресла в зависимости от вариантов крепления в автомобиле:
    • universal (универсальная) – устанавливается во многих автомобилей с помощью ремней безопасности
    • restricted (ограниченная) – устанавливается в некоторых автомобилях с ремней безопасности
    • полууниверсальная (semi-universal) – устанавливается в большинстве автомобилей либо с помощью ремней безопасности либо с помощью дополнительных креплений
    • особая (specific vechicle) – устанавливается на всех местах для сидения, а также в багажном отделении салона конкретных типов транспортных средств
  3. Весовая группа
  4. Индикатор соответствия и код страны, где проводились испытания
  5. Порядковый номер
  6. Наименование производителя

Наличие такой маркировки гарантирует, что автокресло соответствует требованиям безопасности и данная модель прошла необходимые краш-тесты и испытания.

Маркировка подтверждает, что изделие является детским удерживающим устройством и пригодно для перевозки детей.

Разрешено или нет использовать адаптеры ремня безопасности типа «ФЭСТ»?

Для получения ответа на этот вопрос мы уже выяснили, что устройство должно иметь сертификат соответствия стандарту ECE R44/04. Идем на официальный сайт ООО «Предприятие «ФЭСТ» и находим его.

Сертификат соответствия адаптера ремня безопасности ФЭСТ

Сертификат выдан органом по сертификации «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ». Срок действия сертификата по 8 декабря 2020 года. Таким образом формально в Российской Федерации ФЭСТ является детским удерживающим устройством. Оснований штрафовать за его применение нет.

Фактически же ФЭСТ не может являться детским удерживающим устройством по действующим правилам ЕЭК ООН № 44-04.

«Направляющая лямка рассматривается как составной элемент детской удерживающей системы и не может официально утверждаться отдельно в качестве детской удерживающей системы в соответствии с настоящими Правилами»

Если коротко — предприятием ФЭСТ Сертификат получен от «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ» на основании разрешений Е7 44R-040801 для устройства удержания детских ремней типа ФЭСТ 1531.8217 и Е7 44R-040802 1541.8217 — тип «ФЭСТ», полученных от венгерских технических служб.

С 21 августа 2013 года эти разрешения признаны недействительными, о чем официальным письмом проинформировал глава департамента национального транспорта Венгрии в том числе и Министерство транспорта РФ.

Уведомление об отзыве разрешения на сертификацию ФЭСТ

По логике вещей «НТЦ АВТОЭКСПЕРТ» должны были отозвать сертификат у ФЭСТ, но этого пока не произошло.

В настоящее время НАМИ и Росстандарт через судебные разбирательства и взаимодействия с административными органами Венгрии пытаются найти основания для отзыва сертификата у предприятия «ФЭСТ».

Штрафы за использование ФЭСТ по состоянию на 12 июля 2017 года логичны, но неправомерны.

Использовать ФЭСТ можно только формально в целях избежания штрафа, но следует помнить, что это небезопасно для Вашего ребенка.

ruspdd.ru

Страница не найдена

К сожалению, запрашиваемая Вами страница не найдена на сайте нашей компании. Мы приносим свои извинения за доставленные неудобства и предлагаем следующие пути:

— перейти на главную страницу;
— связаться с нами по телефону 8 800 333-555-4;
— написать письмо нашим сотрудникам.

Подбор автокресла

Выберите товар из Каталога или воспользуйтесь формой поиска.

Укажите вес ребёнка для подбора подходящего автокресла:

Новинки


Britax Römer Baby-Safe i-Size
16 990
Cybex Sirona M2 i-Size & Base M
29 000
Britax Römer Trifix2 i-Size
27 750
Evenflo Symphony e3 DLX
22 900

Специальные предложения Автодети

Britax Römer Летний чехол для Trifix
голубой

Автодети Накидка Guard +
синяя

Автодети Маскировочный мешок для автокресла
бежевый

Хороший знак Автомобильные знаки на присоске
Шипы (200x200 мм)

Автодети Коврик Super Mat
оранжевый (кожзам)

Family Stickers Автомобильные наклейки Basic
Dragon 2012

Maxi-Cosi Летний чехол для Rubi
Cool Grey

Хороший знак Автомобильные наклейки
Шипы (200x200 мм)

avtodeti.ru

Сертификация детских автокресел в Таможенном союзе ЕАЭС — Автодети

С 1 января 2015 года на территории Евразийского экономического союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения) действует технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011.

Технический регламент ТС 018/2011

Решение 877 о принятии ТР ТС 018/2011

Документ состоит из 465 страниц. На 4 странице указано, что требования данного регламента гармонизированы с Правилами Европейской экономической комиссии ООН. Это значит, что в России и странах ЕАЭС действуют европейские стандарты в соответствии международным договором, который был подписан в Женеве в 1958 году.

В приложении № 10 к данному регламенту (страница 364) представлен перечень требований к типам компонентов транспортных средств. Автокресла для детей указаны под номером 35 данного перечня на 384 странице:

Символ «c» означает обязательную сертификацию, а звёздочка говорит о том, что сертификат может быть выдан только на основании испытаний по Правилам ЕЭК ООН. Подробнее об этом можно прочитать на странице 460.

Таким образом, детские удерживающие устройства, продаваемые на территории ЕАЭС, должны соответствовать правилам ЕЭК ООН 44 в действующей редакции.

К сожалению, новейший европейский стандарт ЕЭК ООН 129 i-Size пока не упоминается в Регламенте, но обязательно появится позже.

Также в документе говорится о том, что данный регламент необходим для обеспечения приемлемого уровня безопасности транспортных средств и для защиты жизни и здоровья людей. Поэтому, если для вас важен не приемлемый, а высокий уровень безопасности, то изучать нужно результаты независимых испытаний.

Нарушители регламента

Весьма распространены случаи подделки или незаконного получения сертификатов соответствия. Не позволяйте недобросовестным производителям ввести вас в заблуждение, демонстрируя сертификаты, дипломы, патенты и медали.

Как показали испытания Государственного научного центра НАМИ, большинство удерживающих устройств, представленных на рынке и имеющих сертификаты, не соответствуют требованиям стандарта:

НАМИ о детских удерживающих устройствах

Адаптеры ремня безопасности

Ни один адаптер ремня безопасности не является детским удерживающим устройством, так как не соответствует текущей версии правил ЕЭК ООН 44. Использование адаптеров вместо детских автокресел смертельно опасно, даже при наличии сертификата.

Несоответствие адаптеров стандарту признает и сам Росстандарт со следующей формулировкой: «По результатам испытаний выявлено чрезмерное нагружение органов брюшной полости живота при фронтальном столкновении, что может представлять непосредственную угрозу жизни и здоровью ребенка».

Лучшая проверка качества и безопасности — независимые испытания и репутация бренда. Чтобы избежать некачественной продукции и подделок, покупайте детские автокресла только в известных специализированных магазинах.

Полезные ссылки

Все регламенты Таможенного союза

Уведомления о технических регламентах

Оцените страницу

avtodeti.ru

ГОСТ 33552-2015 Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний, ГОСТ от 22 июня 2016 года №33552-2015

ГОСТ 33552-2015



МКС 43.080.20

Дата введения 2017-04-01


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N 662-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33552-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на специальные транспортные средства категорий М и М в соответствии со сводной резолюцией [1], предназначенные для перевозки детей в возрасте от 1,5 до 16 лет по автомобильным дорогам общего пользования (далее - автобусы).

Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к автобусам, в том числе требования, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей, к наличию и расположению надписей, опознавательных знаков, а также методы испытаний автобусов.

2 Технические требования

2.1 Общие положения

2.1.1 Автобусы должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категорий М и М с учетом требований настоящего стандарта.

2.1.2 Общие требования к конструкции автобусов - по правилам [2]-[4].

2.1.3 При определении массы автобусов следует принимать следующие ограничения по массе:

- ребенка - 40 кг;

- взрослого пассажира - 75 кг;

- ручной клади - 5 кг на одного пассажира;

- перевозимого багажа - 5 кг на одного ребенка и 10 кг - на одного пассажира;

- кресла-коляски - 20 кг.

2.2 Общие требования

2.2.1 Автобусы, максимальная конструктивная скорость которых превышает 60 км/ч, должны быть оборудованы устройством ограничения скорости в соответствии с требованиями правил [5].

2.2.2 Спереди и сзади автобусов должны быть установлены опознавательные знаки "Перевозка детей" в соответствии с действующими в государствах - членах Таможенного союза Правилами дорожного движения

2.2.3 На наружных боковых сторонах кузова автобуса, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи "ДЕТИ" прямыми прописными буквами высотой не менее 250 мм и толщиной не менее 1/10 их высоты. Надписи выполняют на русском языке и можно дублировать на государственном языке государства - члена Таможенного союза.

В непосредственной близости от указанных надписей (на расстоянии не менее 1/2 их высоты) не следует наносить какие-либо обозначения или надписи.

2.2.4 Кузов автобуса должен иметь окраску желтого цвета. Рекомендуемый оттенок желтого цвета - RAL1023 по каталогу цветов RAL Classik.

2.2.5 Автобусы должны быть оснащены устройством, обеспечивающим автоматическую подачу звукового сигнала при движении задним ходом.

2.2.6 В целях привлечения внимания участников дорожного движения к остановке автобуса для перевозки детей в верхней части передней и задней панелей кузова автобуса должны быть установлены дополнительные сигнальные устройства автожелтого цвета, соответствующие требованиям [6] и работающие совместно со штатной аварийной сигнализацией. Данные устройства должны срабатывать автоматически при открытии служебных дверей и продолжать работать до полного их закрытия.

2.2.7 Элементы всех наружных устройств непрямого обзора, установленных на автобусе, должны иметь электрообогрев.

2.2.8 Изготовителем автобусов должна быть предусмотрена периодичность осмотра, регулировок и технического обслуживания механизмов, узлов и деталей, определяющих безопасность эксплуатации автобуса (рулевое управление, тормозная система, шины, огнетушители, механизмы управления аварийными выходами и др.), уменьшенная вдвое по сравнению с автобусом, на базе которого изготовлен автобус, или не более 10000 км для автобусов, изготовленных на оригинальной базе. Соответствующее указание должно быть сделано в эксплуатационной документации на автобус.

2.3 Требования к планировке

2.3.1 В автобусах должны быть предусмотрены только места для сидения.

2.3.2 Сиденья, предназначенные для детей, должны быть обращены вперед по ходу автобуса.

2.3.3. В каждом поперечном ряду сидений, предназначенных для детей, должна быть предусмотрена сигнальная кнопка "Просьба об остановке".

Сигнальные кнопки должны быть установлены на внутренней боковине автобуса под нижней кромкой окна.

2.3.4 Рабочее место водителя не должно иметь глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения.

2.3.5 Рабочее место водителя должно быть оборудовано:

- звуковым и световым сигналами о необходимости остановки, включаемыми сигнальными кнопками с мест размещения детей;

- внутренней и наружной автомобильными громкоговорящими установками.

2.3.6 Водитель, находящийся на своем сиденье, должен иметь возможность контролировать процесс входа детей в автобус и выхода из него в зоне от уровня дороги до поверхности пола автобуса. Если непосредственная обзорность является недостаточной, то должны быть установлены устройства (система "видеокамера-монитор", система зеркал, другие оптические устройства), позволяющие осуществлять такой контроль.

2.3.7 При наличии форточек боковых окон пассажирского помещения их высота по отношению к общей высоте окна не должна превышать 25%. Форточки должны располагаться в верхней части окна.

2.3.8 В автобусах должен быть предусмотрен отсек в задней части и/или другие места для размещения ручной клади и/или багажа, рассчитанные по норме не менее 0,1 м и не менее 20 дм на каждое место пассажира.

2.3.9 Для варианта конструкции автобуса, предназначенного в том числе для перевозки детей, имеющих нарушения опорно-двигательных функций, должно быть предусмотрено специальное место для размещения не менее двух кресел-колясок (далее - КК) в сложенном состоянии. Это место может быть совмещено с отсеком для размещения багажа.

2.3.10 Багажный отсек должен быть оборудован устройствами, препятствующими смещению багажа и КК в сложенном состоянии при движении автобуса.

2.3.11 Перегородка багажного отсека должна выдерживать статическую нагрузку 200 Н на 100 кг массы багажа и/или КК. Конструкция багажного отсека должна исключать выпадение ранцев и КК при фронтальном столкновении и опрокидывании автобуса.

2.3.12 В пассажирском помещении автобусов при наличии полок для ручной клади над окнами ширина полок должна быть не менее 300 мм, а высота свободного пространства над ними - не менее 200 мм. Полки должны иметь наклон в направлении стенок автобусов, к которым они прилегают. Наклон, измеренный от горизонтальной поверхности, должен быть не менее 10°.

Конструкция полок должна исключать падение с них ручной клади при движении автобуса.

2.3.13 В автобусах должны быть предусмотрены места размещения не менее чем для двух медицинских аптечек первой помощи (автомобильных). Размер мест для аптечек - в соответствии с правилами [2]-[4].

2.3.14 В автобусах должны быть предусмотрены места для установки не менее двух огнетушителей класса ОП-8(з)-А, Б, С, Е, при этом один из огнетушителей емкостью 8 л должен находиться вблизи сиденья водителя, второй емкостью 8 л - в салоне автобуса.

2.4 Требования к сиденьям

2.4.1 Автобусы по усмотрению изготовителя можно комплектовать сиденьями для детей и/или сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX. Размеры и расположение сидений показаны на рисунке 1.

Рисунок 1 - Размеры и расположение сидений


Рисунок 1


Для сидений, расположенных в одном направлении, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки расположенного впереди сиденья, измеренное по горизонтали в интервале от горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, до горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 550 мм над участком пола для ног сидящего ребенка Н, должно быть не менее 600 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки расположенного впереди сиденья Н, должно быть не менее 750 мм.

2.4.2 Ширина подушки одноместного сиденья 2F должна быть не менее 320 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, ширина подушки одноместного сиденья 2F должна быть не менее 450 мм, а высота спинки сиденья - не менее 750 мм, измеренной от несжатой подушки сиденья.

2.4.3 Ширина свободного пространства G одноместного сиденья, измеренная в каждую сторону от средней вертикальной плоскости места для сиденья по горизонтали вдоль спинки сиденья на высоте от 200 до 600 мм над несжатой подушкой сиденья, должна быть не менее 170 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, ширина свободного пространства G должна быть не менее 250 мм.

2.4.4 Ширина подушки двух- и многоместных нераздельных сидений должна быть определена с учетом размеров F и G, указанных в 2.4.2 и 2.4.3.

2.4.5 Глубина подушки сиденья К должна быть не менее 350 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, глубина подушки сиденья К должна быть не менее 400 мм.

2.4.6 Высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня пола I, на котором расположены ноги сидящего ребенка, должна быть такой, чтобы высота горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, над этим участком составляла от 350 до 400 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня пола I, должна составлять от 400 до 450 мм.

2.4.7 Сиденье, обращенное к перегородке, должно иметь свободное пространство перед ним в соответствии с требованиями правил [2]-[4], а перегородка должна соответствовать требованиям травмобезопасности, изложенным в правилах [7].

2.4.8 Край сиденья, который обращен к проходу, должен иметь подлокотник или поручень. Высота расположения подлокотника или поручня от подушки сиденья В должна составлять (180±20) мм.

2.4.9 В автобусах должно быть предусмотрено не менее двух сидений для сопровождающих детей взрослых пассажиров.

Указанные сиденья должны отвечать требованиям правил [2]-[4].

Расположение сидений должно позволять взрослым пассажирам осуществлять визуальный контроль за поведением детей во время движения автобуса.

2.4.10 Сиденья для детей в отношении их прочностных свойств должны быть испытаны по методике, приведенной в правилах [8], при испытательной нагрузке:

- 1180 Н, приложенной к спинке сиденья на высоте 0,75 м над базовой поверхностью. Смещение центральной точки приложения нагрузки должно составлять не менее 100 мм и не более 400 мм;

- 3140 Н, приложенной к спинке сиденья на высоте 0,45 м над базовой поверхностью. Смещение центральной точки приложения нагрузки должно составлять не менее 50 мм.

Для варианта конструкции автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, сиденья должны соответствовать требованиям, изложенным в правилах [8].

2.4.11 Сиденья для детей оборудуют удерживающими системами. Эти системы включают в себя ремни безопасности типа ZS или ZSr4m в соответствии с правилами [9]. Также разрешается применение детских удерживающих систем, отвечающих требованиям правил [10].

2.4.12 Конструкция автобуса, укомплектованного сиденьями, предназначенными для размещения детских удерживающих устройств, которые могут быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX, должна соответствовать следующим требованиям:

2.4.12.1 Сиденья должны быть оборудованы системой крепления детских удерживающих устройств ISOFIX с возможностью установки ДУУ I весовой группы (дети массой от 9 до 18 кг).

Детей массой от 15 кг и более, находящихся на сиденьях в ДУУ, можно фиксировать диагонально-поясным ремнем типа Ar4m для взрослого пассажира в соответствии с правилами [9].

Детские удерживающие устройства подразделяют на "весовые группы" в соответствии с правилами [10].

2.4.12.2 Система крепления ISOFIX универсальной категории, размещенная на сиденье, должна выдерживать нагрузки (8±0,25) кН, предписываемые правилами [11] (пункт 6.6.4).

2.4.12.3 Крепления сиденья автобуса, предназначенного для установки ДУУ, должно выдерживать нагрузку, равную двадцатикратной собственной массе сиденья с одновременно действующей нагрузкой (8±0,25) кН. Это усилие прилагается под углом 10°±5° в горизонтальной плоскости в направлении вперед по отношению к сиденью.

Если крепление верхнего страховочного троса встроено в сиденье автобуса, то данное испытание следует проводить вместе с лямкой верхнего страховочного троса.

2.5 Требования к обеспечению входа и выхода

2.5.1 Автобусы с общим числом пассажиров (включая сопровождающих) не более 22 человек, должны иметь одну служебную дверь, а автобусы с общим числом пассажиров (включая сопровождающих) свыше 22 человек должны иметь не менее двух служебных дверей, предназначенных для входа и выхода. Аварийные выходы и их количество должно соответствовать требованиям правил [2]-[4].

2.5.2 Служебную дверь (или одну из служебных дверей) следует располагать в непосредственной близости от рабочего места водителя.

2.5.3 Автобусы должны быть оборудованы устройством, препятствующим началу движения при открытых или неполностью закрытых служебных дверях.

2.5.4 Автобусы должны быть оборудованы освещением проемов служебных дверей, позволяющим водителю видеть вход и выход детей в (из) автобус(а) в любое время суток.

2.5.5 Для служебной двери, предназначенной для входа и выхода детей:

- высота первой ступеньки от уровня дороги должна быть не более 250 мм. Для обеспечения указанной высоты в случае необходимости должна быть установлена убирающаяся ступенька (подножка), отвечающая требованиям правил [2]-[4], либо применена система опускания и/или наклона пола;

- высота последующих ступенек должна быть не более 200 мм;

- глубина ступенек должна быть не менее 200 мм.

2.5.6 Поручни или ручки в проходах служебных дверей, предназначенных для выхода детей, должны соответствовать следующим требованиям:

- проходы должны быть оснащены поручнями или ручками с обеих сторон;

- поручни или ручки должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечивать ребенку возможность держаться за них, стоя на дороге у служебной двери или на любой ступеньке.

2.5.6.1 Высота расположения поручней или ручек должна составлять от 600 до 1100 мм от поверхности дороги или от поверхности каждой ступеньки.

2.5.6.2 Глубина расположения (по горизонтали) поручней или ручек для ребенка, стоящего на дороге, по отношению к внешнему краю первой ступеньки, не должна превышать 300 мм.

2.5.6.3 Глубина расположения (по горизонтали) поручней или ручек для ребенка, стоящего на какой-либо ступеньке, не должна превышать 300 мм по отношению к внутреннему краю этой же ступеньки.

2.5.7 В случае регулярных перевозок детей с нарушениями опорно-двигательных функций и передвигающихся в КК, в боковой или задней части автобуса должна быть предусмотрена дверь, имеющая размер проема не менее 1500 мм по высоте и 900 мм по ширине, используемая для доступа в автобус детей в КК.

2.5.8 Устройства, обеспечивающие доступ (пандусы, подъемники) в автобус и безопасность перевозки детей с нарушениями опорно-двигательных функций, передвигающихся в КК, должны отвечать требованиям правил [2] (приложение 8).

2.6 Топливный бак автобусов должен быть установлен внутри рамы шасси или иметь аналогичную защиту (для безрамных автобусов) при фронтальном, боковом столкновениях и наезде сзади согласно правилам [12].

2.7 Прочность верхней части автобусов должна соответствовать требованиям правил [13].

Служебные, запасные двери и аварийные выходы автобусов при испытаниях на прочность должны сохранять работоспособность при действии нагрузки и после ее снятия.

3 Методы испытаний

3.1 Методы испытаний, изложенные в настоящем стандарте, используют при проведении испытаний автобусов (в том числе периодических, сертификационных, инспекционных и др.).

3.2 Автобус, представленный на испытания, должен быть полнокомплектным и соответствовать всем требованиям конструкторской документации, что определяют при его идентификации.

3.3 Методы испытаний автобусов по 2.1.1 должны соответствовать методам испытаний транспортных средств категорий М и М на безопасность конструкции с учетом требований настоящего раздела.

3.4 Проверку в отношении общей конструкции автобусов осуществляют в соответствии с правилами [2]-[4].

3.5 Проверку наличия устройства ограничения скорости по 2.2.1 в отношении автобусов, конструктивная скорость которых превышает 60 км/ч, оценивают в соответствии с правилами [5].

3.6 При проверке соответствия автобусов требованиям 2.2.2, 2.2.4-2.2.8, 2.3.1-2.3.6, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.13, 2.3.14, 2.5.2, 2.5.4, 2.5.6 должна быть проведена техническая экспертиза конструкторской документации в части отражения в ней этих требований, а также применены органолептические методы контроля автобуса, представленного на испытания.

3.7 Проверку автобусов на соответствие требованиям 2.2.3, 2.3.7, 2.3.8, 2.3.12, 2.4.1-2.4.6, 2.4.8, 2.5.5, 2.5.6.1-2.5.6.3, 2.5.7 проводят с применением стандартизованного измерительного инструмента промышленного производства и проведением, при необходимости, соответствующих расчетов.

3.8 Соответствие прочности багажного отсека требованиям 2.3.11 определяют методом приложения нормируемой статической нагрузки к центру масс системы "багажный отсек - багаж". Нагрузку прикладывают под углом 10°±5° к горизонтали. Разрушение креплений багажного отсека не допускается. Деформация багажного отсека не должна превышать 150 мм.

3.9 Наличие свободного пространства перед сиденьем по 2.4.7 определяют методом линейных измерений в соответствии с правилами [2]-[4].

Травмобезопасность перегородки определяют по методике правил [7]. Аппаратура, используемая при измерениях, должна соответствовать требованиям стандарта [14].

3.10 Проверку в отношении прочности сидений, их креплений и подголовников транспортных средств осуществляют в соответствии с правилами [8].

3.11 Проверку сидений, оборудованных удерживающими системами для детей, проводят в соответствии с правилами [9] или [10].

3.12 Проверку прочности мест крепления ремней безопасности и сидений проводят в соответствии с правилами [11].

3.13 Проверку соответствия аварийных выходов по 2.5.1 проводят в соответствии с правилами [2]-[4].

3.14 Проверку соответствия устройства, предотвращающего движение автобуса при открытых служебных или аварийных дверях по 2.5.3, проводят по методике правил [2]-[4].

3.15 Проверку устройств (пандусы, подъемники), обеспечивающих доступ в транспортные средства и безопасность перевозки детей с нарушениями опорно-двигательных функций по 2.5.8, передвигающихся в креслах-колясках, осуществляют в соответствии с правилами [2] (приложение 8).

3.16 Соответствие установки топливного бака требованиям 2.6 проводят по методике правил [12] (раздел IV).

3.17 Проверку прочности верхней части автобусов по 2.7 осуществляют в соответствии с методами, приведенными в правилах [13]. При этом после проведения испытаний осуществляют проверку работоспособности служебных и запасных дверей, а также аварийных выходов.

Высоту уступа для каждого типа автобусов определяют по правилам [13] (пункт 1.3.2 приложения 5), исходя из наихудших условий прочности.

В момент касания кузова нижней площадки сила тяжести автобуса должна проходить по месту образования пластического шарнира в зоне соединения стоек кузова с нижним подоконным брусом кузова.

Библиография

[1] Документ ECE/TRANS/WP.29/78/Rev.2

Сводная резолюция о конструкции транспортных средств (СР.3) (принята Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН)

[2] Правила ООН N 107

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М или Мв отношении их общей конструкции

[3] Правила ООН N 36

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

[4] Правила ООН N 52

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения маломестных транспортных средств категорий М и М в отношении общей конструкции

[5] Правила ООН N 89

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I. Транспортных средств в отношении ограничения максимальной скорости;

II. Транспортных средств в отношении установки устройств ограничения их максимальной скорости (УОС) официально утвержденного типа;

III. Устройств ограничения скорости (УОС)

[6] Правила ООН N 6

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения указателей поворота механических транспортных средств и их прицепов

[7] Правила ООН N 21

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования

[8] Правила ООН N 80

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сидений крупногабаритных пассажирских транспортных средств и официального утверждения этих транспортных средств в отношении прочности сидений и их креплений

[9] Правила ООН N 16

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения:

I. Ремней безопасности, удерживающих систем, детских удерживающих систем и детских удерживающих систем ISOFIX, предназначенных для лиц, находящихся в механических транспортных средствах;

II. Транспортных средств, оснащенных ремнями безопасности, удерживающими системами, детскими удерживающими системами и детскими удерживающими системами ISOFIX

[10] Правила ООН N 44

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах ("детская удерживающая система")

[11] Правила ООН N 14

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении креплений ремней безопасности, систем креплений ISOFIX и креплений верхнего страховочного троса ISOFIX.

[12] Правила ООН N 34

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара

[13] Правила ООН N 66

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения крупногабаритных пассажирских транспортных средств в отношении прочности их силовой структуры

[14] Международный стандарт
ISO 6487:2012*

Транспорт дорожный. Методы измерений при ударных испытаниях. Контрольно-измерительные приборы (Road vehicles - Measurement techniques in impact tests - Instrumentation)

________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

УДК 629.114.53+629.114.652:006.354

МКС 43.080.20

Ключевые слова: автобусы, дети, сиденья, кресла-коляски, устройства ограничения скорости




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

docs.cntd.ru


Смотрите также